Обзор №34(39) 2010

Каданцева А.В., Щелкова О.Ю. Взаимосвязь особенностей структуры темперамента и характеристик личности у больных невротическими расстройствами // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 9–17.

Исследованы взаимосвязи структуры темперамента с особенностями копинг-стратегий, механизмов психологической защиты, внутри- и межличностной конфликтности у больных невротическими расстройствами. Установлено, что с особенностями структуры темперамента взаимосвязаны такие показатели как длительность заболевания, уровень психологической конфликтности, выраженность механизмов психологической защиты и некоторых стратегий совладающего поведения. Выявлено, что различия в структуре темперамента у больных невротическими расстройствами накладывают отпечаток на разнообразные проявления личности, в некоторой степени определяют ее своеобразие.

Ключевые слова: темперамент, неврозы, копинг-стратегии, механизмы психологической защиты, психологическая конфликтность.



Григорьев Г.И., Мильчакова В.А., Рыбалтович Д.Г. Лечение пациентов с игровой зависимостью в Международном институте резервных возможностей человека // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 18–24.

Представлены демографические и клинические сведения о 362 пациентах, лечившихся методом духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) в Международном институте резервных возможностей человека (МИРВЧ) по поводу патологической зависимости от азартных игр в 1993–2009 гг. Средний возраст пациентов составил (36,2 ± 0,6) лет. У всех пациентов наблюдались клинические проявления нескольких патологических зависимостей. 24 % пациентов лечились ранее в МИРВЧ по поводу других аддикций. На фоне алкоголизма период формирования дополнительной аддикции – зависимости от азартных игр – составил (6,6 ± 0,6) лет, на фоне никотинизма – (5,6 ± 2,7), на фоне наркомании – (3,3 ± 1,8) лет. Выявлена зависимость длительности зарока и количества психотерапевтических закреплений у пациентов от возраста и клинических проявлений заболевания.

Ключевые слова: Международный институт резервных возможностей человека, аддикции, духовно ориентированная психотерапия в форме целебного зарока, патологическая зависимость от азартных игр, игромания.



Семенов С.П. Рекультурация (аутогенное перепрограммирование) // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 25–29.

Представлена оригинальная методика односеансного изменения психофизиологического состояния, детерминированного культурной позицией человека.

Ключевые слова: культура, антикультура, психическая культура, рекультурация, культурайзер, программа, харм-программа, контрпрограмма, аутогенное перепрограммирование, Role Switching.



Колов С.А. Применение техник мотивационного интервью в работе с «трудными» пациентами на примере комбатантов // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 30–54.

Приведена технология мотивированного интервью, адаптированная для применения у комбатантов. Психотерапия и консультирование на основе этой технологии ветеранов боевых действий представлены в форме целостного подхода, учитывающего как личностные, так и клинические особенности данного «трудного» для лечения контингента. Систематически изложен собственный и новый взгляд авторов на проблему лечения и реабилитации ветеранов. Приведенная система психокоррекционных методов позволяет значительно повысить эффективность реабилитационных программ для комбатантов.

Ключевые слова: мотивированное интервью, комбатанты, психотерапия, психологическое консультирование.



Лыков И.В., Федоткина И.В., Юсупов В.В. Социально-психологическая адаптация подростков в общеобразовательных учреждениях // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 55–62.

Проведено сравнительное исследование психологических факторов социально-психологической дезадаптации подростков в общеобразовательных учреждениях разных типов. Показано, что тревожность в школе представляет собой достаточно устойчивое психическое состояние подростков и у значительной части из них достигает предельно высоких значений. Установлены общие и отличительные особенности негативных психических переживаний, адаптационных способностей и поведенческих реакций юношей и девушек. Разработана стратегия оказания психологической помощи подросткам с низким уровнем социально-психологической адаптации в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация подростков, факторы школьной тревожности, воспроизведение переживаний, межличностные отношения, отношения со взрослыми, адаптационные способности, возрастные особенности личности.



Ахметжанова Г.В. Развитие педагогической функции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 62–73.

Рассматривается проблема развития педагогической функции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе. Обоснована модель становления личности в системе непрерывного педагогического образования и педагогические технологии ее формирования, в том числе с помощью авторских курсов психолого-педагогических дисциплин. Представлены технология развития педагогической функции в вузе и рекомендации по корректировке учебных планов педагогических вузов.

Ключевые слова: педагогическая функция, профессиональная подготовка, вуз, модель, личность, система, педагогическая технология, формирование, авторский курс.



Груздова И.В. Исследование особенностей проявления музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 74–82.

Рассматривается проблема музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста. Показано, что эмоциональная отзывчивость на музыку высокохудожественного содержания является системообразующим эмоционально-эстетическим компонентом, объединяющим в единое смысловое пространство деятельностный, ценностно-ориентационный и познавательно-преобразовательный компоненты. Приведено содержательное описание этих компонентов.

Ключевые слова: музыкально-эстетическая культура, дети, дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость, музыка, компонент.



Клочкова Г.М. Моделирование креативной образовательной среды как необходимое условие создания технологии творчества будущих бакалавров // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 82–87.

В статье рассматривается проблема моделирования креативной образовательной среды как необходимое условие создания технологии творчества будущих бакалавров. Показано, что для создания условий развития креативной среды необходимо использование методологии моделирования с реализацией системообразующей и смыслообразующей функций. Обоснованы рекомендации по моделированию креативной среды в образовательном пространстве в вузе при подготовке бакалавров.

Ключевые слова: вуз, бакалавр, креативная образовательная среда, моделирование, образовательное пространство, методология.



Козырева Л.А. Интеллектуально-творческое развитие одаренных учащихся в условиях лицея // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С.88–95.

Рассматривается проблема интеллектуально-творческое развития одаренных учащихся в условиях лицея. Обоснованы основные стратегии, системы целей педагогической деятельности и методические подходы создания оптимальных условий для интеллектуально-творческого развития одаренных учащихся. Особое внимание уделено вопросам формирования индивидуальности ученика путем дифференцированного обучения и индивидуализации обучения.

Ключевые слова: интеллектуально-творческое развитие, одаренные учащиеся, лицей, стратегия, система, цель педагогической деятельности, методические подходы, индивидуальность, обучение.



Налётова Е.Л. Технологии взаимодействия музея с субъектами воспитательного пространства // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 96–104.

Рассматривается проблема формирования единого городского воспитательного пространства средствами музейной педагогики. Показано, что сотрудничество музеев и всех субъектов воспитательного процесса, учреждений культуры, неформальных объединений и муниципальных учреждений, а также семьи и СМИ позволяет формировать единое воспитательное пространства на региональном (городском) уровне.

Ключевые слова: единое городское воспитательное пространство, личность, музейная педагогика, музей, средства, ступени образования, формирование.



Сундеева Л.А., Резанова М.А. Технология развития критического мышления как основа преемственности ступеней профессионального образования // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 104–109.

В статье рассматривается технология развития критического мышления как основа преемственности ступеней профессионального образования. Обоснована авторская модель сформированности критического мышления у старшеклассников, детально описаны ее критерии и показатели. Показано, что важным является преемственность обучения мышлению на различных ступенях образования (школа, колледж, вуз).

Ключевые слова: технология, критическое мышление, формирование, ступени, профессиональное образование, модель, критерии, показатели, преемственность.



Удовиченко О.В. Особенности формирования спортивной мотивации в подготовке волейболистов // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 110–116.

Рассматривается проблема формирования спортивной мотивации в подготовке волейболистов. Показано, что особенностью формирования спортивной мотивации волейболистов является учет их индивидуально-психологических особенностей, интересов, склонностей, способностей, увлечений. Такой подход формирования спортивной мотивации волейболистов, через удовлетворение их актуальных потребностей, позволяет укреплять у них уверенность, коллективизм, чувство собственного достоинства, положительное отношение к учебно-тренировочным занятиям и тренеру, готовность к дальнейшему совершенствованию в спорте, а также сохранить значительную часть контингента занимающихся на этапе начальной спортивной специализации.

Ключевые слова: спорт, мотивация, спортсмен, волейболист, методика, потребности, индивидуальные особенности, формирование.



Андреева Л.А. Профессиональная ориентация школьников в мультикультурном образовательном пространстве // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 116–125.

Рассматривается проблема профессиональной ориентации школьников в мультикультурном образовательном пространстве как часть общей проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи в системе образования. Обоснована концептуальная основа разрабатываемой автором системы профессиональной ориентации школьников в условиях мультикультурного образовательного пространства, которая включает анализ современных противоречий, задачи и структурно-функцио-нальную модель основных этапов подготовки учащихся к профессиональному самоопределению. Кроме того, в статье представлены авторские модели профессионально-ориентированного мультикультурного ученика и мультикультурного учителя, ориентирующего школьников на выбор профессии.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, школьник, мультикультурное образовательное пространство, профессиональное самоопределение.



Шалимова Н.В., Горячкина Т.Г. Технология формирования предметно-ориентированных баз данных для информационно-аналитического обеспечения инновационного развития в образовании // Вестник психотерапии. – 2010. – № 34 (39). – С. 126–134.

На основе анализа 235 отечественных патентов и 1500 научных разработок в образовании за период 1997–2009 гг. выявлена структура и динамика педагогических инноваций. Разработана классификация предметной области педагогических инноваций, включающая 7 основных направлений. Проведен анализ особенностей инновационной активности в педагогике в динамике исследованного периода. В результате информационно-аналитических исследований сформулированных баз данных разработаны: методика структурирования предметно-ориентированной информации, алгоритм формирования тематического рубрикатора, его когнитивная модель и технология формирования тематических папок информации. Проведенное исследование определяет основы создания перспективной технологии информационно-аналитического обеспечения инновационного развития образования.

Ключевые слова: инновации в педагогике, патенты, структура и динамика инноваций, информационно-аналитическое обеспечение, предметные базы данных.



Kadantseva A.V., Schelova O.Yu. Interrelation between temperament structure patterns and personality features in patients with neurotic disorders // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 9–17.

Interrelations between temperament structure and coping-strategy characteristics, psychological defense mechanisms, and intra- and interpersonal proneness to conflict in patients with neurotic disorders were studied. It was established that temperament structure patterns are interrelated with such parameters as disease duration, level of psychological proneness to conflict, intensity of psychological defense mechanisms and some strategies of coping behavior. It was revealed that temperament structure differences in patients with neurotic disorders leave traces on different personality manifestations, determine its singularity to some extent.

Keywords: temperament, neuroses, coping-strategies, psychological defense mechanisms, psychological proneness to conflict.



Grigoriev G.I., Milchakova V.A., Rybaltovich D.G. Treatment of patients with gambling addiction in the International Institute of Human Reserve Capabilities // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 18–24.

There are provided demographic and clinical data on 362 patients treated by the method of spirit-oriented psychotherapy in a form of healing vow (SOP HV) in the International Institute of Human Reserve Capabilities (IIHRC) for gambling addiction in 1993–2009. Patient mean age was (36.2 ± 0.6) years. All the patients had clinical manifestations of several addictions. As many as 24 % of patients were previously treated in IIHRC for other addictions. On the background of alcoholism the period of additional (gambling) addiction development was (6.6 ± 0.6) years, on the background of nicotinism – (5.6 ± 2.7), on the background of narcomany – (3.3 ± 1.8) years. As it was revealed, the vow duration and quantity of psychotherapeutic securing in patients depended on age and clinical manifestations of a disease.

Keywords: International Institute of Human Reserve Capabilities, addictions, spirit-oriented psychotherapy in a form of healing vow, gambling addiction, game addiction.



Semyonov S.P. Reculturation (autogenic reprogramming) // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 25–29.

Presented is an original one-session technique of changing the psychophysiological condition determined by a cultural position of the person.

Keywords: culture, anticulture, mental culture, reculturation, culturiser, the program, the harm-program, the counterprogram, autogenic reprogramming, Role Switching.



Kolov S.A. Application of motivational interview techniques while dealing with problem patients exemplified by combatants // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 30–54.

In the article the technology of a motivational interview tailored to combatants is given. Being based on this technology psychotherapy and consulting for combat veterans are presented as a holistic approach which takes personal and clinical peculiarities of such difficult to treat patients into consideration. In the article the authors offer their own new systematic approach of treatment and rehabilitation of veterans. The stated system of psychocorrectional methods allows raising significantly the effectiveness of rehabilitation programs for combatants.

Keywords: motivational interview, combatants, psychotherapy, psychological counseling.



Lykov I.V., Fedotkina I.V., Yusupov V.V. Social-psychological adaptation of teenagers in comprehensive educational establishments // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 55–62.

Comparative study of psychological factors of social-psychological desadaptation of teenagers in comprehensive educational establishments of different types has been performed. It was shown that school anxiety is a quite stable mental state in teenagers, and considerable proportion of them has the highest possible school anxiety. General and distinctive features of negative mental experience, adaptation capabilities, and behavioral reactions were established in young boys and girls. A strategy for rendering psychological support to teenagers with low social-psychological adaptation in educational establishment has been developed.

Keywords: social-psychological adaptation of teenagers, school anxiety factors, emotional experience recall, interpersonal relations, relationship with adults, adaptation capabilities, age-specific personality patterns.



Akhmetzhanova G.V. Development of pedagogical function of future teacher during vocational training in the institute of higher education // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 62–73.

Development of pedagogical function of future teacher during vocational training in the institute of higher education is considered. Justified is a model of personality establishment within a system of continuous pedagogical education and pedagogical techniques of its formation, including author's courses of psychological-pedagogical subjects. Techniques of pedagogical function development in the institute of higher education and recommendations for adjustment of instructional plans in pedagogical institutes of higher education are presented.

Keywords: pedagogical function, vocational training, institute of higher education, model, personality, system, pedagogical technique, formation, author's course.



Gruzdova I.V. A study of music aesthetic culture manifestations in preschool children // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 74–82.

A problem of culture manifestations in preschool children is considered. It is shown that emotional responsiveness to music with highly artistic content is a system-making emotional-aesthetic component that integrates activity, value-oriented and cognitive-transforming components in a common semantic space. Substantial description of these components is provided.

Keywords: music aesthetic culture, children, preschool age, emotional responsiveness, music, component.



Klochkova G.M. Modeling of creative educational ambience as a necessary condition for making technologies of future bachelor creativity techniques // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 82–87.

In the article considered is a problem of modeling of a creative educational ambience as a necessary condition for making technologies of future bachelor creativity techniques. It is shown that for making the conditions of creative educational ambience development it is necessary to use modeling techniques with realization of system-forming and sense-forming function. Recommendations on modeling of creative ambiences in an educational space in institutes of higher education during bachelor training are justified.

Keywords: institute of higher education, bachelor, creative educational ambience, modeling, educational space, methodology.



Kozyreva L.A. Intellectual and creative development of gifted students in the lyc?e setting // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 88–95.

Smart and creative development of gifted students in the lyc?e setting is considered. Principal strategies, systems of pedagogical achievements, and teaching techniques of forming of optimum conditions for intellectual and creative development of gifted students are justified. Special attention is given to forming student's personality by means of inpidualization and differential teaching.

Keywords: intellectual and creative development, gifted students, lyc?e, strategy, system, objective of pedagogical activity, teaching techniques, inpiduality, teaching.



Nalyotova E.L. Technique of interaction between a museum and subjects of educational space // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 96–104.

A problem of formation of integrated municipal educational space by means of museum pedagogy is considered. Collaboration between museums and all subjects of educational process, culture establishments, informal organizations and municipal establishments, and also the family and media was shown to allow formation of integrated educational space at the regional (municipal) level.

Keywords: integrated municipal educational space, personality, museum pedagogy, museum, means, education stages, formation.



Sundeeva L.A., Rezanova M.A. Technique of critical thinking development as a basis of continuity of vocational training stages // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 104–109.

An article considers a technique of critical thinking development as a basis of continuity of vocational training stages. An author's model of established critical thinking in upperclassmen is justified; its criteria and parameters are described in detail. Continuity of critical thinking training is shown to be important at various stages of education (secondary school, college, university).

Keywords: technique, critical thinking, formation, stages, vocational training, model, criteria, parameters, continuity.



Udovichenko O.V. Patterns of athletic motivation formation in volleyball player training // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 110–116.

A problem of athletic motivation formation in volleyball player training is considered. Taking into account inpidual psychological peculiarities, interests, dispositions, capabilities, likings is shown to be a special feature in volleyball player training. Such approach to athletic motivation formation in volleyball players via satisfaction of their urgent needs makes it possible to strengthen their confidence, team spirit, self-esteem, positive attitude to training and trainer, preparedness to further improvement in sports, and also preserve considerable proportion of trainees at the stage of initial athletic specialization.

Keywords: sports, motivation, athlete, volleyball player, technique, needs, inpidual peculiarities, formation.



Andreeva L.A. Occupational orientation of schoolchildren in the multicultural educational space // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 116–125.

A problem of occupational orientation of schoolchildren in the multicultural educational space is considered as part of the general problem of vocational self-determination of students in the educational system. Justified is a conceptual basis of the author-elaborated system of occupational orientation of schoolchildren in the setting of the multicultural educational space, which includes an analysis of current contradictions, tasks, and a structure-functional model of main stages of students' preparation for vocational self-determination. Furthermore, the article provides the author's models of vocational-oriented multicultural student and multicultural teacher orienting schoolchildren at occupational choice.

Keywords: occupational orientation, schoolchild, multicultural educational space, vocational self-determination.



Shalimova N.V., Goryachkina T.G. Technique of formation of subject-oriented databases for information-analytical support of innovation development in education // "Vestnik psikhoterapii" (Russ.) [The Bulletin of Psychotherapy]. 2010, No 34 (39), Р. 126–134.

Based on the analysis of 235 domestic patents and 1500 research developments in education area in 1997–2009 there was revealed a structure and dynamics of pedagogical innovations. A classification of subject area of pedagogical innovations including 7 main directions was elaborated. An analysis of innovation activity in pedagogy over the period under study has been performed. Information-analytical research of formulated databases resulted in the following developments: a method for structuring of subject-oriented information, algorithm for subject scope formation, its cognitive model and technology of information subjects folder formation. The study performed determines a basis for long-term technology of information-analytical support for innovative education development.

Keywords: innovations in pedagogy, patents, structure and dynamics of innovations, information-analytical support, subject databases.

Открыть PDF-версию журнала ОткрытьТекст

1988-2017 © ОУ «Международный институт резервных возможностей человека»
2013 © EasyDraw. Создание сайтов. Сайт оптимизирован под Internet Explorer 8+
Вход На главную  Написать администратору  Карта сайта