Профессор, иерей Григорий Григорьев: «Когда для человека приоритетом является духовный капитал, он не попадает в зависимости»

Интервью Григорьева Г.И. для газеты «Трезвая жизнь»

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской и Приозерской Епархии Санкт-Петербургской Митрополии Григорий Григорьев рассказал о причинах зависимостей, о том, как пили и как лечили от пьянства на Руси, о современных проблемах демографии, связанных с употреблением алкоголя и о «гормонах радости».

 

Сам отец Григорий не пьет с октября 1980 г., и уже 33 года помогает другим преодолевать патологические зависимости. Доктор Григорьев считает, что, со временем, для любого зависимого поведения характерны увеличение доз и уменьшение приятных ощущений от употребляемых веществ, а также усиление страданий от воздержания, или «ломки».

 

Он отмечает, что главной причиной различных зависимостей (аддиктивного поведения) является отсутствие, по Серафиму Саровскому, «духовного капитала», что можно выразить словами Спасителя: «Ищите прежде Царствия Небесного, все остальное приложится вам». Григорий Григорьев убежден, что когда для человека приоритетом является духовный капитал, он преодолеет все патологические зависимости.

 

Говоря об истории возникновения пьянства на Руси, профессор рассказывает, что крепкий алкоголь появился на Руси во времена царя Петра I, и первоначально отношение народа к водке было отрицательным - ее называли «иудино зелье». В те времена в народе ходила поговорка: «Кто водки выпил - тот Христа предал». Однако употребление водки насаждалось повсеместно, и первым сословием, которое попало под патологическое влияние алкоголя, были купцы.

 

Петр I издал указ «О привилегиях купцам», согласно которому среди привилегий купеческому сословию было разрешено «два больших запоя в году по месяцу» и «четыре малых по 7 дней», откуда известно выражение «имею право», что означало «имею право - пью по царёву указу».

 

После таких мер в России начали появляться проблемы с пьянством, и, как следствие, - необходимость борьбы с «зеленым змием». Появился первый метод лечения, предложенный тем же царем Петром I – так называемая «медаль за пьянство»: четырехгранная звезда весом девять фунтов с четырьмя острыми углами, цепью и ошейником, которая подобно кандалам заковывалась на шее человека на срок от одного года и более, в зависимости от его «заслуг». Человек вынужден был ходить с этим приспособлением в баню, в туалет, он с ним даже спал. Снимать такую «медаль» было запрещено и каралось пожизненной каторгой. «Медаль за пьянство» снималась с человека по истечению «наградного» срока после всенародного покаяния и обязательного принесения церковного зарока при большом скоплении людей, в большой церковный праздник. Как правило, повторно никого не награждали, то есть рецидивов практически не было. В настоящее время это приспособление находится в кунсткамере в Сакнт-Петербурге. Под медалью надпись: «История не знала повторных награждений».

 

Такое «лечение» приносило свои плоды, но пьянство неуклонно росло и распространялось, и остро проблема сформировалась к 1850 году, когда алкоголь начал употребляться по праздникам в широких народных массах. Тогда на борьбу с народным пьянством поднялась Церковь.

 

Церковь начала вводить практику обетов и зароков, причем практика была настолько эффективна, что в 1857 году пришло первое гневное письмо из Министерства по налогам и сборам в Священный Синод с просьбой прекратить борьбу с пьянством по причине недобора денежных средств в царскую казну.

 

Достаточно сказать, что в 1861 году в Литве, которая тогда входила тогда в состав Российской империи, епископ Жематийский Валанчюс (ныне канонизированный католический святой) начал требовать от подчиненных ему священников полной трезвости, под страхом запрета к служению, а отрезвевшие священники начали требовать трезвости от людей. Таким образом, за три года около 90% населения Литвы дали обеты и зароки трезвости, вследствие чего торговля вином рухнула и остановилась.

 

До революции повсеместно создавались общества трезвости: их насчитывалось тогда более двух тысяч. Этому способствовал царский указ 1885 года, предписывающий закрывать все питейные заведения на территории где 50% населения + 1 человек стали трезвенниками. Благодаря этому указу к началу 1914 года в России было закрыто большинство питейных учреждений, что к конечном счете привело к принятию «сухого закона» 1914 года, который по результатам научного анализа проф. Введенского дал замечательные результаты во всех сферах общественной жизни. Для сравнения: в сегодняшней России обществ трезвости в десять раз меньше – порядка двухсот.

 

С начала XX века в каждом в учебном заведении России был введен особый предмет «Наука о трезвости». Его преподавали в обычных и церковно-приходских школах, гимназиях, а также в высших учебных заведениях; о вреде алкоголя рассказывалось много и подробно. Например, существовали отдельные уроки – «Пиво», «Вино», «Водка», «Кумыс» и многие другие: технология приготовления, физиология и последствия. Детям, у которых еще не было проблем с алкоголем, предоставляли достоверную информация - что такое алкоголь.

 

В советское время алкогольная промышленность набирала силу с самого начала создания СССР, и в 1925-м году правительство отменило «сухой закон», а также ввело ряд мер по увеличению потребления алкоголя населением. Одной из таких мер была выдача бесплатных спиртных напитков на работе. В случае, если работник не мог работать вследствие сильного алкогольного опьянения, существовали специальные подменные аварийные бригады, за пьянство же практически не наказывали.

 

Таким образом, увеличение потребления спиртного в советское время неуклонно возрастало: если в 1913 г. на пике подъема оно составляло 5,5 литров чистого спирта в год на душу населения, а в 1914 г. упало до 0 литров, в 1940-й году потребление составило 1 литр на душу населения в год, а 1945-м году – уже 7 литров.

 

За годы Второй мировой войны производство алкоголя увеличилось в 7 раз: перед боем бойцам армии выдавали пресловутые «фронтовые 100 грамм». В воспоминаниях одного из выдающихся полководцев генерала-полковника Александра Васильевича Горбатова, который был абсолютным трезвенников и до революции состоял в «Обществе духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова», упоминается, что в его армии только по причине нетрезвого поведения механиков-водителей в бою, было потеряно 40 % танков.

 

В настоящее время в России производится по разным данным от 18 до 25 литров спирта в год на душу населения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), утверждает, что предельно допустимый уровень среднедушевого потребления алкоголя в государстве в пересчете на чистый спирт не может быть более 7-8 литров в год, иначе смертность превышает рождаемость и начинается генетическое вырождение народов.

 

Григорий Григорьев приводит статистику по которой в 27 мусульманских странах действует жесткий «сухой закон», вплоть до смертной казни за употребление алкоголя в Саудовской Аравии; в индуистских странах существует полный религиозный запрет на употребление спиртное; подавляющее большинство населения Китая – не употребляет алкоголь. В настоящий момент людей с белым цветом кожи, по разным демографическим данным, остается от 10 до 30 процентов, а остальное – желтое и черное население.

 

В частности, в Петербурге, по данным 2012 года, мусульман официально зарегистрировано 1,100млн при общем населении культурной столицы 5 млн. Согласно прогнозам демографов, ближайшие 20-30 лет мусульманское население будет увеличиваться.

 

Священник убежден, что только в тех странах население является трезвым, где существует религиозное отношение к трезвости. Например, на Международном конгрессе в Париже по малым дозам алкоголя, на котором присутствовали наркологи из 200 стран мира, Министр здравоохранения Франции назвал вина и коньяки национальным проклятием: во Франции – на родине вин и коньяков – практически не осталось французов, они вымирают. Аналогичная ситуация происходит в Германии с немцами – традиционными потребителями пива.

 

В Голландии ситуация также катастрофическая: в любом кафе предлагается легкий наркотик – травка марихуаны, за курение которой в неположенном месте штраф составляет 10 евро, в то время как за курение табака штраф составляет 200 евро. Достаточно сказать, что даже полиции разрешено курить травку на дежурстве. Г.Григорьев отмечает, что негативный эффект и влияние на интеллект от полугода курения травки можно сравнить с тремя годами больших доз героина или пятнадцатью годами пьянства.

 

В 90-е годы прошлого века советским профессором Белкиным было открыто новое направление медицинской науки – психиатрическая эндокринология. Нашими учеными было доказано, что головной мозг человека помимо ранее известных функций является крупнейшей эндокринной железой, вырабатывающей более полутора тысячи гормонов. Мировосприятие человека зависит от того, как вырабатываются эти внутренние гормоны или, как их называют, «гормоны радости жизни». Наряду с этими веществами человеческим мозгом вырабатываются «гормоны стресса», которых известно менее десятка. То есть можно заключить, что чувство радости является бесконечно многогранным и индивидуальным, а стресс ощущается всеми одинаково: количество нервных клеток, которые вырабатывают гормоны радости в мозгу в семь раз больше, чем количество клеток, вырабатывающих стресс. Оценивая лишь эти физиологические показатели, священник Г. Григорьев, приходит к выводу о том, что Господь Бог создал человека в первую очередь для радости.

 

В организме взрослого человека в сутки вырабатывается 10-12 граммов эндогенного алкоголя, который является 80%-ный чистым спиртом (примерно бокал сухого вина). При стрессах это количество удваивается, утраивается и даже усиливается в 10 раз (примерно бокал водки). Например, когда человеку отрывает в бою руку, он не чувствует боли: срабатывает внутренняя физиологическая защита.

 

При употреблении алкоголя извне, выработка внутреннего естественного алкоголя резко уменьшается: если человек выпивает бокал шампанского, внутренняя выработка алкоголя уменьшается на 20% на 30 дней, при этом с увеличением дозы выпитого алкоголя прямо пропорционально увеличивается количество дней, в которые прекращается выработка внутреннего алкоголя.

 

Такой же эффект можно наблюдать при злоупотреблении инсулина или других гормональных препаратов, например для повышения потенции: сначала кратковременный подъем, затем длительный спад. Это закономерно, если любой гормон, вырабатывающийся внутри, человек начинает принимать извне, внутренняя выработка начинает уменьшаться, вплоть до полного прекращения.

 

При недостаточности внутреннего алкоголя, у человека наступает ощущение неполноты жизни, когда «душа праздника просит». Первые симптомы таких состояний можно наблюдать при стрессах, когда человеку становится трудно справиться со стрессом самостоятельно, т.к. не происходит физиологического увеличения количества эндогенного (внутреннего) алкоголя при стрессах, а при употреблении (внешнего) алкоголя ему становится легче. Такое явление называется «психическая зависимость» от алкоголизма. При этом человек пьет «в меру», не теряя контроля над своим поведением. Он ощущает, что у него все в порядке, кроме отсутствия радости жизни.

 

Для восстановления выработки «гормонов радости» после ее уменьшения вследствие употребления алкоголя извне, необходимо абсолютное воздержание от спиртного на период не менее трех-пяти лет, при этом за первый год выработка восстанавливается на 70%, а через пять лет – 90% без какого бы то ни было лечения. При этом особенно важен первый год.

 

Говоря о стрессах, отец Григорий обращает внимание на то, что стресс не всегда имеет отрицательное значение для здоровья и жизни человека. Одним из таких положительных стрессов может служить творческое долголетие. Если, например, человек болеет многими болезнями, но занимается написанием книги, - это продлевает его жизнь. Как только он закончил работу над книгой – иногда больной быстро умирает. Другой пример – человек, который строит дом: пока он связан обязательствами перед собой и другими людьми, он живет, стремится завершить постройку, испытывая большие трудности. Однако такие трудности продлевают жизнь. Как только работа заканчивается, и жизнь становится спокойнее – человек нередко быстро угасает, т.к снижаются жизненные мотивации. Также известны случаи, когда люди, уходя с нервной работы на заслуженный отдых, быстро состаривались и умирали. Например, сотрудники тюремной охраны, или строевые офицеры. В медицине есть такое понятие – «болезнь строевика». Таким образом, положительный стресс – это иной мир восприятия реальности, который помогает человеку трудиться и жить.

 

Проблемой, - говорит профессор, - является то, что иногда производители современных спиртных напитков добавляют в них психоактивные вещества. Например, было немало случаев, когда амфетамины и фенобарбиталы добавляли в пиво для того, чтобы пристрастить к нему человека, причем этот процесс недостаточно контролируется властями: известны случаи изъятия в Российской Федерации больших количеств фенобарбитала, а также амфетаминов на спиртзаводах. Также в некоторых увеселительных заведениях психоактивные вещества добавляются в пищу и питье без ведома самого человека.

 

Григорий Григорьев убежден, что истинно счастливым человеком является тот, кто радуется жизни, как младенец, при любой погоде и спит без снотворного. Федор Михайлович Достоевский говорил: «Широка душа русского человека – и Бог, и сатана в ней вмещается». Отец Григорий считает, что душу современного человека надо «сузить и углубить до одного Бога». Проведя много лет в море, он сравнивает душу с морем: когда дует сильный ветер над неглубоким водоемом, то волны перемешивают воду с песком до дна, и вода становится мутная; а когда в глубоком океане идет шторм, то подводная лодка может опуститься на такую глубину, где ее не качает.

 

Душа современного человека неглубока и широка. В ней очень много разнообразных знаний, кроме одного: как быть счастливым? как встретиться с Богом? И поэтому человек все время находится в состоянии зыбкой качки. Он устает от этого, поэтому ему хочется уйти «под наркоз». Очень важно, отмечает доктор Григорьев, чтобы в душе была такая глубина, которой не достигают штормы моря житейского - там всегда будет голос Бога, это и есть Царствие Небесное внутри нас.

 

Наталия Позднякова

Газета "Трезвая жизнь" №3 2013 г. Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" Русской Православной Церкви

1988-2017 © ОУ «Международный институт резервных возможностей человека»
2013 © EasyDraw. Создание сайтов. Сайт оптимизирован под Internet Explorer 8+
Вход На главную  Написать администратору  Карта сайта