Рута-Мария Мизерене, Степан Григорьев. Из отчетного доклада Общества (Братства) трезвости и милосердия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского
1 января 2002 года.
За период работы Александро-Невского общества трезвости совместно с Международным институтом резервных возможностей человека с 1 января 1988 года по 1 января 2002 года лечение от алкоголизма, табакокурения и наркомании прошли 108 688 человек. При прохождении первичного медицинского обследования в 1992 году, наряду с заполнением традиционной медицинской документации, определяющей форму и клинический тип заболевания, пациентам предлагался специально разработанный в Институте анонимный опросник для выявления конфессиональной принадлежности и отдельных аспектов религиозной ориентации и вероисповедания. Добровольно ответили на вопросы предлагаемой анкеты 77% всех пришедших на лечение, не пожелали ответить 23% респондентов. Распределение пациентов по отношению к церковным Таинствам и обрядам отражает таблица 1, а данные, во что они верят, – таблица 2.
Таблица 1
Распределение пациентов в зависимости от их отношения к церковным Таинствам и обрядам
Варианты ответов | Мужчины | Женщины | Всего |
Считают главным, чтобы Бог был в душе | 92,8% | 88,5% | 92,5% |
Считают необходимым заходить в православный храм, хотя бы иногда | 62,9% | 88,5% | 66,4% |
Считают необходимым пройти обряд крещения | 59,3% | 65,2% | 60,1% |
Считают необходимым соблюдать Таинства исповеди и причастия | 24,7% | 54,2% | 28,7% |
Считают необязательным посещать храм, хотя бы иногда | 19,7% | 8,7% | 18,3% |
Считают необходимым посещать храм регулярно | 7,7% | 19,0% | 9,3% |
Таблица 2
Распределение пациентов в зависимости от их отношения к вере
Верят: | Мужчины | Женщины | Всего |
в темную силу | 96,2% | 92,7% | 95,0% |
в самого себя | 81,9% | 75,5% | 81,0% |
в добро и нравственные общечеловеческие ценности | 78,7% | 81,6% | 79,1% |
в Бога | 67,2% | 90,9% | 70,6% |
в судьбу и предопределение | 65,0% | 80,4% | 67,1% |
в высший космический разум | 48,7% | 52,1% | 49,2% |
в НЛО и инопланетные цивилизации | 45,0% | 55,1% | 46,4% |
в мир духов и полтергейст | 22,1% | 49,0% | 25,8% |
в магию и оккультизм | 18,3% | 34,8% | 20,5% |
Таким образом, подавляющее большинство пациентов скорее верило в темную силу (95,0%) и в самого себя (81,0%), чем в Бога (70,6%). Считали необходимым регулярно посещать храм 9,3% пациентов, соблюдать церковные Таинства – 28,7%, заходить в храм хотя бы иногда – 66,4%. Из всех опрошенных больных, назвавших себя православными, считают вовсе необязательным посещение храма 18,3%, при этом главным, чтобы Бог был в душе, считают 92,5% респондентов.
Число пациентов, пожелавших прийти после медицинского лечения в православный храм для дачи обета трезвости (церковного зарока) на Кресте и Евангелии, составило 39 997 человек, или 36,8% от всех пришедших на лечение.
По данным клинического опроса (согласно анкетированию, фиксировавшему посещение православных храмов для совершения церковных Таинств исповеди и причастия не реже одного раза в месяц), количество воцерковившихся после лечения составило 3 880 человек, или 9,7% от числа всех пришедших в храм для дачи церковного зарока, от числа же всех обратившихся за медицинской помощью - 3,6%.
За это же время на лечение пришло 10 217 некрещеных больных, что составило 9,4% от числа всех пациентов, и 1 304 представителя других конфессий, соответственно 1,25% от числа всех пришедших на лечение. Таким образом, общее количество некрещеных составило 11 521 человек, или 10,6% от числа всех обратившихся к врачу. После медицинского лечения и огласительной беседы врача добровольно приняли Таинство крещения 4 171 человек, что составило 36,2% от числа некрещеных пациентов.
Результаты наблюдения за больными, прошедшими лечение у врача и в церкви, видны из приводимых таблицы 3 и диаграммы 1. Показатели явствуют, что после медицинского лечения не принимают спиртные напитки (находятся в ремиссии) в течение трех лет наблюдения 25,1% больных. В той же группе больных, которые, помимо медицинского лечения, пожелали прийти в церковь для совершения Таинств исповеди и причастия и торжественного принесения обета трезвости (церковного зарока) на Кресте и Евангелии, не принимают спиртные напитки в течение трех лет 52,0% пациентов. Такое соотношение достоверно свидетельствует о необходимости совместной работы врачей и священнослужителей в деле исцеления от алкоголизма и наркоманий как болезней души и тела.
Пациенты, пролеченные лечебным и целебным (церковным) зароком, незначительно чаще (26,8%) нарушают зарок, чем пациенты, лечение которых ограничилось только лечебным зароком у врача (21,3%) (p>0,05%). Однако у больных первой группы целебный (церковный) зарок «охраняет ремиссию», т.е. они при срыве не получают от употребления спиртосодержащих жидкостей прежнего эффекта. Более того, в них есть психологическая готовность, явленная в угрызениях совести, и духовный дискомфорт как страх Божий, которые стимулируют сразу после нарушения зарока обращаться в Институт за помощью, что достоверно повышает частоту годовой ремиссии на 26,9%, предотвратив у них рецидив заболевания (p<0,01)
Таблица 3
Трехлетний катамнез 388 больных алкоголизмом, пролеченных методом целебного зарока в 1997 г.
Период наблюдения | Ремиссия в% | ||
---|---|---|---|
церковный зарок N=134 |
лечебный зарок N=254 |
всего N=388 |
|
3 мес. | 89,0+5,0 | 76,3+4,3 | 81,6+3,5 |
6 мес. | 84,0+6,0 | 63,2+5,0 | 70,4+4,2 |
9 мес. | 78,0+6,8 | 52,1+5,2 | 60,7+4,5 |
1 год | 69,9+7,6 | 45,4+5,2 | 54,5+4,6 |
1,3 | 67,0+7,8 | 38,3+5,1 | 48,1+4,7 |
1,6 | 65,5+7,91 | 34,6+5,1 | 45,3+4,7 |
1,9 | 62,6+8,1 | 32,1+5,0 | 42,5+4,7 |
2 года | 59,6+8,2 | 29,7+4,9 | 40,6+4,6 |
2,3 | 58,1+8,3 | 28,4+4,8 | 39,6+4,6 |
2,6 | 55,0+8,4 | 27,1+4,8 | 37,7+4,6 |
2,9 | 53,5+8,5 | 26,5+4,8 | 37,2+4,5 |
3 года | 52,0+8,5 | 25,1+4,7 | 36,2+4,5 |
К благоприятным факторам относятся (ниже приведены только наиболее значимые из этих факторов):
- ГЛУБОКОЕ ОСОЗНАНИЕ ПАЦИЕНТОМ СВОЕЙ БОЛЕЗНИ, что проявляется в соблюдении до лечения рекомендованного врачом срока воздержания от спиртных напитков и наркотиков (не менее двух-трех недель);
- ГОРЯЧЕЕ ЖЕЛАНИЕ ПРИЙТИ НА ПОКАЯНИЕ В ХРАМ;
- Проистекающее от сознания собственной болезни ИСКРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ САМОГО БОЛЬНОГО ЛЕЧИТЬСЯ, что выражается в принятии зарока на большие сроки (10-15-20 лет и даже на всю жизнь);
- ПОСТОЯННОЕ БОДРСТВОВАНИЕ – самоконтроль за своим состоянием и немедленное обращение за помощью к врачу при любых нарушениях психологического и физиологического внутреннего комфорта, а при необходимости – закрепление лечения;
- ОТСУТСТВИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО МНОГОКРАТНОГО ОПЫТА ЛЕЧЕНИЯ в других медицинских учреждениях и у частных лиц;
- ВНЕСЕНИЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА ЛЕЧЕНИЕ СОБСТВЕННЫМИ ДЕНЬГАМИ или лечение в долг, кредит и т. п., но с обязательной последующей оплатой при условии появления честно заработанных денег (а не оплата родственниками или друзьями);
- ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ – в первую очередь, установление после лечения ВСЕОБЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ТРЕЗВОСТИ в доме.
Если все эти благоприятные факторы присутствуют, то ожидается соблюдение состояния трезвости у 93,5% больных. Трехлетние наблюдения за нашими пациентами показали, что такие условия выполнили 47,4% всех обратившихся за помощью к врачу.
Если эти факторы отсутствуют (в нашем случае - 18,5% от числа пришедших на лечение) или реализуются лишь частично (34,1%), то половина лиц из этой неблагоприятной группы в течение первых двух месяцев после дачи зарока возвращается к состоянию до лечения.
Таким образом, средняя эффективность лечения больных в Александро-Невском братстве трезвости по результатам наблюдения в течение трех лет составила 47,4% от всех пришедших не лечение.