Вино в древности

О вине, о «культуре» употребления вина написано много книг. Можно без преувеличения сказать, что каждая из них является апологией «культуры» винопития и руководством, как соблюсти меру. И разве что ленивый из авторов этих трудов не упомянет Библии и не приведет несколько цитат. Такое ощущение, что и сама Библия рассматривается ими как античный литературный памятник, посвященный той же теме. Судя по обилию изданий подобного рода и по скорости обновления соответствующих полок в магазинах, они пользуются устойчивым спросом населения. Но то, как эксплуатируется Св. Писание, а у наиболее «образованных» авторов и Св. Предание Церкви для утверждения постулата «in vino veritas» («истина в вине» – латинск.), является дезинформацией, искаженной правдой, правдой, смешанной с ложью по рецепту древнего автора, с шипящим акцентом дававшего Еве в раю советы. Настоящая работа посвящается, во-первых, защите Св. Писания и Св. Предания Церкви от подобных посягательств и изложению библейской «истины о вине»; во-вторых, помощи всем желающим правильно сформировать свое отношение к солнечному напитку на основе Св. Писания и Св. Предания Восточной Православной Церкви; и, в-третьих, помощи православным христианам-трезвенникам или желающим начать трезвенную жизнь, перед которыми неизбежно встает ряд вопросов, без ответа на которые трезвенническая позиция не может быть крепкой и основательной. Вот некоторые из этих вопросов:

  1. В Библии написано, что и святые люди, пророки, и Сам Христос пили вино. Не погрешаю ли я отказом от вина против истины Священного Писания?
  2. Святые Отцы употребляли вино. Не погрешаю ли я против церковного Предания?
  3. Церковным уставом разрешается употребление вина. Не являюсь ли я нарушителем церковного устава?
  4. Священник (нашего храма) разрешает употреблять, но в меру. Говорит что грех не в вине, а в пьянстве. Не оказываю ли я непослушания священноначалию?
  5. На Руси всегда пили – это известно, но чтобы на Руси в обычае была трезвенность, о таком я не слышал.
  6. Мои знакомые утверждают, что выделяться из среды православных своей трезвостью – признак гордости. Не лучше ли отказаться от обета трезвости?
  7. Если есть столько сомнений, то полностью отказаться от употребления любых алкогольных напитков – православно ли это?

Прибавьте к этим вопросам огромное количество соблазнов выпить, которыми буквально пропитана современная жизнь российских городов и деревень, и понятно, что без помощи трезвеннику не обойтись. Примерно пятнадцать лет назад автор, начиная трезвую жизнь, сам искал ответы на эти вопросы, но книги, обобщающей информацию на эту тему, до сих пор не появилось. Этот малый труд в какой-то степени стремится восполнить такой пробел. Мы постараемся последовательно ответить на эти и другие вопросы, имеющие отношение к данной теме. Для начала необходимо получить хотя бы общее представление о том, какое значение имели вино и виноград для античного человека, какое вино пили древние, как они его употребляли, как они к вину относились.


Виноград и вино в библейско-историческом контексте

Священное Писание – не только Откровение Божие человеку, слово Бога, обращенное к нему, но и слово человеческое, несущее на себе печать времени, народа, обычаев, личности священнописателей. В Библии отражена история этого мира от сотворения до Страшного Суда, история человека, история веры в мире. От авторов Библии, «святых Божиих человеков, движимых Духом Святым» (2 Петр. 1. 21), нас отделяет огромное расстояние во времени, пространстве, культуре. Чем лучше мы понимаем слова пророка или апостола в их собственном историческом и культурном контексте, тем яснее для нас их смысл сегодня. Без учета библейско-исторических реалий невозможно полноценное восприятие и понимание текста. Читатель не может не сравнивать, не может не толковать соответственно своим представлениям и сложившимся образам. Мы постараемся проанализировать библейский текст, чтобы уяснить «истину о вине», посмотреть на него глазами античного человека. Для этого будет нелишним сопоставить данные из Священного Писания и небиблейских источников.

Иисус, сын Сирахов, в одноименной книге перечисляя главные потребности человека, говорит: «От начала для добрых создано доброе, как для грешников – злое. Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир. 39. 31-33) Упоминание в этом списке и вообще в Священном Писании пищевых продуктов отражает их значение для жизни тех стран и народов, где жили авторы библейских книг. Так из продуктов, упоминаемых в Библии, хлеб стоит на первом месте. Слово «хлеб» и производные от него упоминаются около 350 раз. На втором месте – вино и вода, соответственно – около 265 и 263 раз. На третьем – масло и елей, вместе около 111 раз. На четвертом – мясо, более 30 раз. Молоко – около 30 раз. Соль – около 23 раз. («Около» означает некоторую погрешность, опечатки, встречающиеся в симфониях и библейских справочниках, а также разночтения переводов, когда одно понятие переводится разными словами, о чем речь ниже). Из приведенной небольшой статистики видно, что по своей частоте употребления и, следовательно, важности для человека библейской эпохи вино сопоставимо с хлебом и занимает одно место с водой.

В подтверждение этой мысли можно привести еще один аргумент. В Священном Писании описывается подробно, наверно, почти все, что в той или иной степени имеет отношение к винограду или вину, начиная от посадки виноградной лозы и кончая различными результатами воздействия вина на человека.

Части виноградной лозы: корни – Иез. 17. 7; дерево виноградной лозы – Иез. 15. 2,6; лоза и ветви – Ин. 15. 5; черенки от лозы – Ис. 17. 10; виноградные листья – Иудифь 15. 12; Ис. 34. 4; виноградная кисть – Числ. 13. 25; ягода – Иер. 8. 13; косточки и кожа – Числ. 6. 4.

Выращивание винограда: виноградарь – Ин. 15. 1; ограда виноградника и очистка от камней – Ис. 5. 2; насаждение винограда – Мр. 12. 1; гряда, где растет лоза – Иез. 17. 10; цветение винограда – Песн. 2. 15; распускание виноградной лозы – Песн. 6. 11; поливание винограда – Иез. 19. 10; очистка от сухих ветвей – Ин. 15. 2,6; кислый (незрелый) виноград – Иер. 31. 29; зрелый виноград – Иер. 48. 32; охрана виноградника – Песн. 8. 11,12; сторожевая башня в винограднике – Мф. 21. 33; сбор винограда – Ис. 16. 9; остатки винограда – Лев. 19. 10; пожирание вредителями – Ам. 4. 9; болезни виноградной лозы – Ис. 24. 7; сухая виноградная лоза – Иоиль 1. 12.

Продукты из винограда: изюм – 1 Пар. 12. 40; уксус – Числ. 6. 3; виноградные лепешки – Ос. 3. 1.

Вино: молодое и старое – Лк. 5. 39; чистое – Ис. 25. 6; цельное – 3 Мак. 5. 1; сладкое – Деян. 2. 13; ароматное – Песн. 8. 2; приправленное – Пр. 23. 30; растворенное – Пр. 9. 2,5; со смирною – Мр. 15. 23; смешанное с водою – 2 Мак. 15. 39; испорченное – Ис. 1. 22; идоложертвенное – Есф. 4. 17.

Изготовление вина: точило – Пр. 3. 10; подточилие – Иоиль 2. 24; топтание вина – Откр. 19. 15; Ис. 16. 10; выжатый сок – Ис. 65. 8; бродящее вино – Авв. 2. 5; неоткрытое – Иов 32. 19.

Хранение вина: в мехах – Иер. 13. 12; в старых или новых мехах – Лк. 5. 37,38; в хранилищах для вина – Неем. 13. 12.

Употребление вина: лекарство наружное – Лк. 10. 34; и внутреннее – 1 Тим. 5. 23; для подкрепления сил – 2 Цар. 16. 2; для детей – Плач 2. 12; виночерпий – Быт. 40. 1; распорядитель пира – Ин. 2. 8,9.

По этим деталям читатель может не только точно воспроизвести процесс выращивания винограда и употребления его плодов, но и представить, насколько важным было вино для жизни человека библейской эпохи.

Изобилие вина – Божие благословение своему народу. За хранение закона и исполнение заповедей Господь «возлюбит тебя, и благословит тебя… и хлеб твой, и вино твое…» (Втор. 7. 13). После принесения искреннего покаяния в посте, Господь обещает: «…Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими… дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу… И наполнятся гумна хлебом и подточилия виноградным соком и елеем» (Иоиль 2. 19,22,24). Обетованная земля, лежащая перед Израилем, вышедшим из Египта, обильна «хлебом и вином» (Втор. 33. 28). Исаак, благословляя Иакова, сказал: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» (Быт. 27. 28).

С другой стороны – неурожай винограда, недостаток вина для народа явное Божие наказание, проклятие Божие на головы грешников. «Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберешь плодов их, потому что поест их червь» (Втор. 28. 39); «…на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу серебреников, будет терновник и колючий кустарник» (Ис. 7. 23).

Господь Сам благословляет употребление вина: «И покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя… вина, сикера… и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое» (Втор. 14. 26) при ежегодном приношении десятины. «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина?» (Сир. 31. 31,32), так что «иди, ешь с весельем хлеб твой и пей в радости вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим» (Еккл. 9. 7).

Но в некоторых случаях употребление вина запрещалось, как, например, «назореям», посвящающим себя Господу (Числ. 6. 2-20), или священникам во время священнодействия.

Для библейских стран Средиземноморья урожайность винограда и количество заготовляемого вина имело особое экономическое значение. Вино было важной статьей экспорта-импорта. Пророк Иезекииль, говоря о грядущем разорении Тира, описывает его величие и торговые связи: «Дамаск, по причине большого торгового производства твоего, по изобилию всякого богатства, торговал с тобою вином Хелбонским…» (Иез. 27. 18). «”Вся Сирия, – говорится в одном землеописании середины IV века, – изобилует хлебом, вином и маслом”… дорогие вина отправлялись, например, из Дамаска в Персию, из Лаодикеи, Аскалона и Газы в Египет, а оттуда далее – вплоть до Эфиопии и Индии, и даже римляне высоко ценили вино Библа, Тира и Газы» (Моммзен Т. История Рима. Т. 5. С. 341). Кроме упомянутого дорогого хелбон-ского вина, Библия называет ливанское (Ос. 14. 8), особенно славились виноградные лозы в Севаме (Ис. 16. 8) и в Енгеди – оазисе на западном берегу Соленого (Мертвого) моря (Песн. 1. 13). Дорогое вино – предмет роскоши, знак принадлежности к высшему, богатому слою общества, атрибут наслаждения: «Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни» (Прем. 2. 6,7). Иногда вино служило своего рода конвертируемой валютой, натуральным платежным средством, имеющим длительный срок хранения. Через пророка Иоиля Господь возвещает суд народам – врагам Израиля. Среди их преступлений числится то, что они «продавали отроковицу за вино и пили» (Иоиль 3. 3). Предшественники Неемии, злоупотребляя своим служебным положением, «отягощали народ и брали с них хлеб и вино, кроме сорока сиклей серебра; даже и слуги их господствовали над народом. Я же не делал так, по страху Божию» (Неем. 5. 15).

Нужно отметить, что и в Древнем Риме вино играло особую роль. «Виноград и вино занимают значительное место в религиозных языческих культах. После праздников воинственного бога Марса первое место занимают те, которые посвящены виноделию и земледелию. В римском календаре еще догреческого периода значились три винных праздника, посвященных ”отцу Юпитеру”. Весеннее празднование Юпитеру как хранителю виноградных лоз и впервые откупориваемых в этот день (23 апреля) бочек прошлогоднего сбора. Осенний праздник виноградного сока, называвшийся также целебным, потому что свежему виноградному соку приписывали целебную силу, справлялся после окончания сбора винограда в честь Юпитера как бога вина. Первоначальное значение третьего праздника, в августе, неясно. О том, как гордились латины своей превосходной лозою, возбуждающею зависть в соседях, свидетельствуют очень древняя легенда о том, что царствовавший в Цере царь Мезенций взимал с латинов или с рутулов дань вином, и различные варианты очень распространенного в Италии рассказа, что кельтов побудило перейти через Альпы их знакомство с прекрасными продуктами Италии и в особенности с ее виноградом и вином. Латинские жрецы рано и повсеместно стали поощрять тщательное разведение винограда. В Риме приступали к сбору винограда только после того, как высшее в общине лицо духовного звания – жрец Юпитера – давал свое разрешение и сам приступал к этой работе, а в Тускуле было запрещено предлагать в продажу новое вино, пока жрец не объявит о празднике открытия сосудов. Сюда же следует отнести как возлияния вина при жертвоприношениях, так и известное под названием закона царя Нумы предписание римских жрецов не употреблять при жертвоприношениях вина, добываемого из необрезанных лоз» (Моммзен Т. История Рима. Т. 1. СПб.: Наука; Ювента, 1997. С. 141, 142).


Вино как пищевой продукт в древнем мире

Со словом «вино» у нас, северян (по отношению к странам Библии мы все северяне, даже если живем на юге России), связаны вполне конкретные, хорошо знакомые представления: ряды бутылок разнообразной формы с красочными этикетками; хрустальные бокалы или граненые стаканы, у кого как, и возносимые здравицы и тосты; объемистая бутыль на даче, приготовленная по домашним рецептам и т. д., у кого что. Но в каких бы видах или емкостях мы не представляли себе вино, оно, как правило, связано с праздниками, с друзьями, с застольем, скрашивающими наши трудные будни. Вино не является напитком, употребляемым постоянно (исключение составляет болезненное пристрастие, не контролируемое волей – алкоголизм).

В древнем мире вино не было принадлежностью только пиршеств и праздников, а являлось повседневным пищевым продуктом; поэтому часто упоминается вместе с хлебом. Причем по своим диетическим свойствам оно было таково, что его пили даже дети. Об этом ярко свидетельствуют стихи из Плача Иеремии: «…дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: ”где хлеб и вино?”» (2. 11,12). Устами младенцев в данном случае действительно глаголет истина о том, что качество вина, о котором лепечут истощенные младенцы в осажденном Иерусалиме, далеко отстоит от того, что предлагается сейчас оптом и в розницу.

Левит, ищущий ночлега в Гиве Вениаминовой, чтоб не отяготить госте-приимного хозяина, предупреждает его о наличии с собой провизии: «У нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей…» (Суд. 19. 19). Стих из Второй книги Царств указывает на питательность и калорийность вина словами ответа Сивы на вопрос Давида: «…хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне» (16. 2).

Хлеб и вино – обычная пища путешественников, которую брали с собой в дальнюю дорогу. Это помогло жителям Гаваона обмануть Иисуса Навина, убедив его, что пришли издалека, и заключить с ним мир: «Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам; а теперь вот, он сделался сухой и заплесневелый. И эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались…» (Ис. Нав. 9. 12,13).

А во Второй книге Паралипоменон (2. 10) говорится и о вовсе невероятной для современной России ситуации, когда Соломон назначает «в пищу» дровосекам Хирама, которые будут трудиться над заготовкой дерева для строительства Храма, кроме пшеницы, ячменя, оливкового масла, – вина 20 000 батов, т. е. около 800 000 литров, если 1 бат = 40 литрам (Нюстрем Э. Библейский словарь. Статья «Мера»). Много это или мало? Этого количества с лихвой хватило бы на бригаду в 1000 человек в течение года работы при ежедневном употреблении 2-х литров на брата. Такими силами в такие сроки можно заготовить лес не на один Храм. О количестве дровосеков Писание не упоминает, и такое количество вина для рабочих выглядит действительно по-царски щедрым. Это немало. С другой стороны, нет указаний на то, не привлекались ли и дровосеки к транспортировке леса по морю до Яффы (2. 16)? И оливкового масла Соломон отправил столько же, сколько и вина. Так что, может быть, это и немного. Как бы то ни было, на производительность труда дровосеков такой рацион отрицательного влияния не имел, судя по тому, что великолепный Храм был построен. Теперь представьте себе какой-нибудь строительный трест или СМУ, рабочие которого каждый день употребляют указанное количество вина. О том, в каком состоянии будут работники, можно не продолжать – стройка встанет. (Однажды мне приходилось наблюдать нечто подобное в доме, поставленном на капитальный ремонт. Бригадир после непродолжительных поисков был найден лежащим на мешках строительного мусора, заботливо укрытый дверью. Он мирно спал, ничего не ведая о том, что пили его библейские коллеги.)

Отчего же вино по-разному влияло на хирамовых дровосеков и на современного бригадира? Почему голодные дети, просящие у своих матерей вина, вызывают жалость, а если то же попросит ребенок сегодня – ужас? Почему обессиленного путника в пустыне вино подкрепляло, а сегодняшнего голодного «бомжа» на городских улицах добивает? Почему в древности вино было в повсеместном и постоянном употреблении и это вызывало радость: «Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились» (Пс. 4. 8), а сегодня в России повсеместное и постоянное употребление вина и прочих алкогольных напитков становится угрожающей реальностью?

Потому что сегодня вино не то, пьют вино не так, пьют не те.

Между вином античности, вином Библии и сегодняшними вином и водкой, как говорят, дистанция огромного размера. По своему качеству, в огромном большинстве случаев, они сильно отличаются.


Что пили древние?

Сразу же можно отметить, что в древности не пили водку. Первые шаги к этому сделали древние арабы, которые остроту в перебродивших напитках назвали «аль-коголь», т. е. что-то острое. Способ получения чистого спирта был открыт алхимиками в конце XII века в поисках «философского камня». «В виноградных винах алхимики пытались обнаружить ”дух” или ”душу” вина, то есть – свойство опьянять человека. Им удалось отогнать путем дистилляции спирт – неизвестную до этого летучую, легко воспламеняющуюся жидкость жгучего вкуса, со своеобразным запахом и сильно выраженными опьяняющими свойствами. Эта жидкость и была названа латинским словом ”spiritus”, т. е. ”душа”, ”дух”. Разбавленный спирт получил сначала применение в медицине под названием ”aqua vitae” – ”вода жизни”» (Пелях М. Рассказы о вине. Кишинев, 1979. С. 14,15; см. также: Калугин В.К. «In vino veritas». СПб.: КультИнформПресс, 1996. С. 20). Первое время в Европе, по невежеству, эту «воду жизни» пили, чтобы остаться вечно молодыми.

К этому можно добавить, что в древности не пили и крепкие вина, т. е. крепость которых превышает 16% об. алкоголя. Крепленые, или спиртованные, вина появились в конце XIX века, когда винодел-химик А.Е. Соломон провел первые опыты по спиртованию бродящего сусла муската белого. Введение в бродящее сусло спирта дает возможность приостановить брожение на любой стадии, сохранить заранее намеченное количество сахара несброженным, повысить крепость вина до нужного уровня.

Вина древности, о которых идет речь, получались в результате естественного брожения. И их крепость не могла превышать 7-16 градусов. В соответствии с современной классификацией их можно было бы отнести к «столовым», «марочным» («ливанское», «хелбонское») или даже «коллекционным».

Основанием для этого утверждения является то, что «характерным для культуры винограда в Греции являлось наличие ценных сортов, созданных многовековой народной селекцией, обладавших способностью к высокому накоплению сахара в ягодах. Путем систематического улучшающего отбора местных сортов это свойство усиливалось, чем объясняются и специфические качества греческих вин – высокая алкоголичность, сахаристость и экстрактивность, их ликерная консистенция. Для усиления именно этих качеств вина греками применялись и специальные приемы агротехники [...] Гесиод (греческий поэт 8-7 вв. до н. э., автор поэмы “Труды и дни”, содержащей ценные сведения о земледелии и сельской жизни), например, рекомендует грозди после сбора десять дней увяливать на солнце и пять дней в тени и только после этого давить виноград.

Виноград при позднем сборе с последующим подвяливанием гроздей на солнце и в тени давал сусло с очень высокой сахаристостью – 40-50%. При таком высоком содержании сахара брожение проходило медленно и при образовании спирта в вине 15-16% прекращалось, т. к. дрожжи в этих условиях не могли продолжать свою жизнедеятельность. В вине оставался несброженный сахар. Вина получались крепкие и очень сладкие. [...]

Можем ли мы, зная технологию греческого виноделия и имея те же сорта, получить вина, совершено идентичные греческим? В 1966 году в ампелографической коллекции Молдавского научно-исследовательского института садоводства, виноградарства и виноделия впервые заплодоносили греческие сорта, завезенные непосредственно из Греции. Явилась возможность приготовить из аборигенных греческих сортов вина по известной нам греческой технологии. Сотрудники Ботанического сада Академии наук МССР подобрали по нашей просьбе растения, которые, по греческой рецептуре, участвовали в виноделии, обогащая вкус, аромат вина, или являлись лечебными. По прославленным Аминийской, Хиосской, Фасосской, Косской, Лесбосской технологиям нами было приготовлено 30 образцов вина. Ряд образцов на дегустациях были оценены очень высоко. Выделялись они сложным и очень тонким запоминающимся ароматом, ликерной консистенцией и высокими вкусовыми достоинствами. В XX веке явилась возможность не только говорить о древнегреческих винах, но и пить вина, им подобные» (Пелях М. Рассказы о вине. С. 30-33).


Как пили древние?

«В жизни римлян, как и греков, вино всегда занимало почетное место. Оно было на столе и у простолюдина, и у аристократа, разумеется, разного качества и разных количествах. Катон советует готовить на каждого раба по 7 квадранталов, а на колодника (выполняющего наиболее тяжелую работу) – по 10 квадранталов вина, считая, что ”это не слишком много”. (Квадрантал – старинная римская мера, равная примерно 26 литрам). Обычный ранний завтрак римлянина – это хлеб, смоченный в вине. Во время обеда блюда запивали вином, угощался вином простой люд: рабы и свободные, собравшиеся на пирушки. А если обед был званым, у состоятельного хозяина, а тем более у богача-аристократа, то он заканчивался обильными возлияниями. Так как обычай этот перешел из Греции, то и пили ”по-греческому обряду”, т. е. известному распорядку, который устанавливал и за соблюдением которого следил избранный обществом распорядитель. Он указывал, в какой пропорции смешивать вино с водой (воды брали обычно больше). Смесь эту обычно составляли в большом кратере и разливали по кубкам черпаком на длинной ручке, который назывался пиафом и вмещал в себя именно эту меру (пиаф равен 0,45 л). Кубки были разной вместимости: от унции (1 пиаф) до секстария (12 пиафов)…» (Пелях М. Рассказы о вине. С. 34)

В то же время, известно, что «греки разбавляли вино водой, и этот напиток служил им вместо нашего чая; они считали позором пить неразбавленное вино и презирали пьяниц… Спартанцы иногда нарочно заставляли пить илотов, своих рабов, чтобы, доведя их до состояния опьянения, показать юношам, как ужасен порок пьянства (Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б. Знаменитые греки и римляне. СПб.: Эпоха, 1993. С. 28, 33). Пьянство порицалось, а пьяницы высмеивались, как свидетельствуют тексты из сборника «Эпиграммы греческой антологии» (М.: Терра, 1999):


Я, Миртада, пила на священных пирах Диониса

чашу за чашей вина, не разбавляя водой,

я умерла, но лежу не в земле, огромная бочка,

память веселых пиров, стала могилой моей

(с. 213; эпиграмма пьянице Миртаде).


Пьяницу Эрасиксена винные чаши сгубили:

выпил несмешанным он сразу две чаши вина (с. 234)

 

Так что хотя и «пили люди всегда», но пили по-разному, а пьянство извечно осуждалось.

1988-2017 © ОУ «Международный институт резервных возможностей человека»
2013 © EasyDraw. Создание сайтов. Сайт оптимизирован под Internet Explorer 8+
Вход На главную  Написать администратору  Карта сайта