Программа реабилитации больных героиновой наркоманией

Главному наркологу
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь
Максимчуку В.П.

Глубокоуважаемый Владимир Петрович!

Сообщаю Вам предварительную информацию о нашем реабилитационном центре.

Центр создается для реабилитации больных наркоманией и отдельными злокачественно протекающими формами алкоголизма. Строительство жилых домов и часовни ведется с сентября 1997 года в глухой лесной деревне Белое (Трудовский сельсовет, Полоцкий район, Витебская область), откуда до ближайших населенных пунктов от 5-ти до 10-ти километров. В настоящее время в деревне Белое проживают два местных жителя и только летом собираются дачники на озерах в пятнадцати дачах.

В центр принимаются граждане Белоруссии и России, совершеннолетние, мужчины, православного вероисповедания, настроенные на полный отказ от всех наркотиков, алкоголя и курения. Сроки реабилитации устанавливаются индивидуально, от 3-х месяцев до 3-х лет.

Центр располагается в живописном глухом лесу, в Орлейском лесничестве, где находятся семьдесят три озера, причем саму деревню Белое окружает около двадцати озер, объявленных Национальным заказником Белоруссии. Круглогодичные купания, в том числе и зимой в проруби, парные бани, трудотерапия, фитотерапия, православная психотерапия, регулярная совместная утренняя и вечерняя молитва являются обязательными для всех пребывающих в центре, как и полный отказ от курения, алкоголя и наркотиков. Не реже одного раза в месяц для совершения церковных Таинств посещаются православные храмы г. Полоцка и г. Городка, где под руководством священников наши пациенты и сотрудники исповедуются и причащаются. Духовным руководителем центра является протоиерей Полоцкой и Глубокской епархии Белорусского Экзархата отец Михаил Уляхин.

За время работы центра с лета 2000 года по настоящее время реабилитацию прошли около 20-ти человек, и, хотя итоги подводить пока рано, первые результаты нас обнадеживают. Все лица, прошедшие реабилитацию, по возвращении в город в обязательном порядке ежемесячно встречаются с нашими врачами и регулярно причащаются в православных храмах (не реже двух раз в месяц).

Частичное завершение строительства центра планируется в 2005 году, когда мы сможем принимать от 20-ти до 30-ти пациентов в год. Сейчас в центре находятся восемь пациентов по наркомании и двое по алкоголизму со сроками ремиссии от 1 до 12 месяцев.

Проект не коммерческий. Пребывание в центре бесплатное. Финансирование осуществляется на пожертвования наших сотрудников, бывших пациентов и их родственников.

В настоящее время по Вашей рекомендации установлены рабочие контакты в Витебской области с главным психиатром Балашовой Т.П. и главным наркологом Кузнецовой А.В. Планируется подписание договора о сотрудничестве с Витебским областным психоневрологическим диспансером, после чего мы сможем принимать от 2-х до 5-ти пациентов из Белоруссии в год на бесплатную реабилитацию.

Исходя из общепризнанного в науке факта, что такие формы болезненных влечений, как алкоголизм и наркомании, являются био-психо-социальными заболеваниями и не могут излечиваться отдельными методами психотерапии, при разработке программы континуальной психотерапии, рассчитанной на срок работы с пациентами не менее 18 месяцев, мы старались использовать те интегративные тенденции в психотерапии, которые явились наиболее характерными в настоящее время. Интегративная психотерапия, в отличие от эклектической психотерапии, использующей сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии. В то же время эклектический подход является одним из элементов интегративной психотерапии, объединяющей конкретные лечебные методы из разнородных источников.

Психотерапия в настоящее время считается основным методом лечения больных алкоголизмом, наркоманиями и лиц, страдающих другими зависимостями. Основной тенденцией развития психотерапии болезненных влечений на современном этапе, как отмечают профессоры-наркологи Б.М. Гузиков, О.Ф. Ерышев, является ее эволюция от гетеро- и аутосуггестивных воздействий, направленных на выработку отвращения к алкоголю и наркотикам, от разъясняющей терапии в группах к глубокому анализу личности больного, системы его ценностных отношений, имеющему своей целью повышение социально-психологической адаптации пациента и в результате этого - отказ его от употребления алкоголя и наркотиков. Учитывая роль психосоциальных факторов в возникновении, течении, компенсации и декомпенсации алкоголизма, наркомании и других зависимостей, важнейшее место в их комплексном лечении следует отвести групповой психотерапии. Нежелание человека, страдающего болезненной зависимостью, признать себя больным, некритичность, невозможность правильно оценить отрицательное влияние окружения и обстановки на личную и семейную жизнь, социальные отношения, производственную деятельность, отсутствие установки на полное воздержание от болезненного пристрастия, будь то алкоголь, наркотики, табак либо другие источники болезненного влечения, неспособность пациента самостоятельно выработать правильный путь новой здоровой жизни, неадекватное представление о себе рассматриваются нами в качестве основных объектов воздействия групповой и индивидуальной психотерапии при различных зависимостях.

В ходе теоретического и практического развития метода стрессопсихотерапии А.Р. Довженко в метод эмоционально-эстетической психотерапии по Григорьеву (см.: Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: 2000. С. 335-339) был разработан новый, оригинальный психотерапевтический подход. Основой этого психосинтетического подхода, названного методом групповой и индивидуальной духовно ориентированной стрессопсихотерапии в форме целебного зарока, в отличие от метода А.Р. Довженко, явились следующие его особенности: 1) полное исключение всех элементов устрашения из классической формулы внушения по А.Р. Довженко; 2) снятие анозогназии посредством рациональной психотерапии через осознание себя больным; 3) совместная работа с Русской Православной Церковью (проведение молебна Санкт-Петербургского Александро-Невского общества трезвости, совершение церковных Таинств исповеди и причастия в православном храме, благословение священника на новую, здоровую жизнь); 4) дальнейшая комплексная работа с бывшими пациентами, рассчитанная на 12-18 месяцев и более, до 3-х лет, (в частности, путем создания клубов, обществ трезвости, проведения индивидуальной, групповой, семейной психотерапии, обучение саморегуляции, проведение трудотерапии в реабилитационном центре дер. Белое Полоцкого района Витебской области).


План-программа континуальной психотерапии


Этапы проведенияЗадачиВид психотерапииСроки
1ПодготовительныйДетоксикация по показаниям. Укрепление установки на лечение и на трезвостьИндивидуальная-рациональнаяНа 1-м или 2-м индивидуальных приемах у врача-психотерапевта или нарколога
2ЛечебныйПсихокатарсическое пробуждение у пациента, осознанности его болезненного или греховного состояния, мобилизация на этом фоне физических, моральных и духовных возможностей пациента на борьбу с недугом, формирование мотивации к приоритетам здорового образа жизниДуховно ориентирован ная стрессо-психотерапия в форме целебного зарокаОт 1-го до 3-х сеансов через 2-3 недели
3ПоддерживающийПредотвращение возобновления патологического влеченияИндивидуальное "закрепление" целебного зарокаПо самочувствию пациента (от 1-2-х раз в году до 2-3-х раз в неделю)
Саморегуляция10 ежедневных занятий 3 раза в год
4РеабилитационныйПсихологическая и духовная реабилитация личности пациента и членов их семейТрудотерапия в дер. Белая Полоцкого р-наДо 8 месяцев
Саморегуляция для членов семьи пациента. Детская и семейная психотерапия. Клубы бывших пациентов по примеру АА10 занятий 3 раза в год
Работа в составе филиалов Александро-Невского братства трезвостиПо запросам пациентов
Регулярное посещение церкви и соблюдение православных церковных ТаинствПо благословению духовников


Искренне Ваш Г.И. Григорьев
14 сентября 2001 года
г. С.-Петербург



Приложение


В настоящее время катехизаторскую и психотерапевтическую работу с пациентами в реабилитационном центре деревни Белая ведет врач-психиатр, кандидат медицинских наук Вадим Федорович Зверев (бывший главный психиатр Военно-морского флота СССР).

Общие беседы проводятся ежедневно, после вечернего правила (продолжительность около 15 мин.). Каждая беседа затрагивает различные аспекты наркомании (духовно-нравственные, медицинские, психологически-личностные, психотерапевтические и т. д.), обычно с акцентом на каком-либо одном из них. Все темы бесед максимально привязаны к проблеме наркомании и отречения от наркотиков. Кроме вечерних, проводятся ежедневные утренние беседы, после чтения Апостола и Евангелия (более короткие, чем вечерние), на аналогичные темы. После вечерних бесед отводится время для ответов на вопросы и для дискуссии. Избирательно (по ситуации) проводятся сеансы психофизической регуляции (на основе православной психотерапии доктора Г.И. Григорьева). В течение дня идет индивидуальная работа с пациентами и их родственниками.

При беседах многократно разбирается вопрос об абсолютной необходимости, возможности и условиях исцеления от наркомании - что может дать врач и что требуется от пациента (прежде всего, для снискания Божией помощи, для стяжания Святого Духа - при увязывании этого стержневого вопроса с темой беседы).


Примерный перечень тем бесед

  1. О вере и неверии.
  2. Божий закон (десять заповедей).
  3. О главной цели христианина.
  4. Почему Иисус Христос есть Спаситель.
  5. О последовательности в духовном становлении.
  6. О молитве, ее степенях, роли в избавлении от наркотиков; умно-сердечная молитва.
  7. Иисусова молитва.
  8. Молитва мытаря; притча о мытаре и фарисее.
  9. О покаянии.
  10. Исповедание помыслов.
  11. Страсти и борьба с ними; о Божией помощи.
  12. Тело - душа - дух.
  13. Церковные Таинства; их роль в избавлении от наркомании и в спасении души.
  14. Таинство Евхаристии.
  15. О страхе Божием, его роли в духовном становлении и отказе от наркотиков.
  16. Человек как образ и подобие Божии.
  17. О Священном Писании (Евангелия, Апостольские деяния и послания, Откровение Иоанна Богослова).
  18. О совести как гласе Божием.
  19. О темных силах; Божия помощь в борьбе с ними.
  20. О святости.
  21. Грехи и добродетели. Страсть к наркотикам как погибель души.
  22. О первородном грехе.
  23. О послушании, воздержании, терпении.
  24. Притчи Христовы.
  25. О псалмах; о духовном возрождении.
  26. Акафисты. Стяжание Божией благодати.
  27. Душа без Бога мертва, как мертво тело без души.
  28. Необходимость усилий, труда, бдения в соблюдении Божиих заповедей, в молитве, в духовном росте.
  29. Десять заповедей Божиих.
  30. Великая сила покаяния.
  31. "Не собирай сокровищ на земле". "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит".
  32. Великая сила прошения; еще раз о добродетелях.
  33. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться (по Феофану Затворнику).
  34. Российские подвижники благочестия: Антоний и Феодосий Печер-ские (Киевская Русь).
  35. Сергий Радонежский.
  36. Нил Сорский.
  37. Серафим Саровский. Серафимо-Дивеевский монастырь.
  38. Амвросий Оптинский. Оптина пустынь.
  39. Последние Оптинские старцы.
  40. Святитель Игнатий Брянчанинов.
  41. Святитель Димитрий Ростовский.
  42. Святитель Филарет Московский.
  43. Ксения Блаженная.
  44. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
  45. Вселенские подвижники: святитель Василий Великий.
  46. Святитель Григорий Богослов.
  47. Святитель Иоанн Златоуст.
  48. Святитель Григорий Палама.
  49. Ветхозаветные пророки; о пророчествах.
  50. Избранники Божии (Авраам, Исаак, Иаков, царь Давид, апостолы Христовы, апостол Павел и другие).
  51. Человек - личность, акцентуации, типы высшей нервной деятельности (общие понятия).
  52. Психотерапия как основной медицинский метод избавления от наркотической зависимости. Православная психотерапия.
  53. Понятие о психосоматических механизмах; Божия "программа здоровья". Формирование наркоманической нависимости; пути контроля, смягчения и устранения ее.
  54. Семья: муж, жена, дети; Евангельские и Апостольские наставления.
  55. Причины и пути, способствующие наркомании; роль духовного состояния.
  56. О клинической картине и динамике наркомании. Роль человеческой воли и воли Божией.
  57. Наркомания как рак тела, души и духа, как самоубийство.
  58. Понятие о стрессе. Предупреждение стрессов, роль духовности.
  59. Искушения; бдительность, бодрствование.
  60. Полководцы Александр Невский, Димитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов, флотоводец Ушаков, врачи Пирогов, Боткин, Павлов, Войно-Ясенецкий и др. - как православные христиане и патриоты.
  61. Православные священники - борцы за народную трезвость (о. Александр Рождественский, о. Петр Миртов, о. Василий Лесняк, о. Михаил Уляхин, о. Феодор Иванов, о. Михпаил Сечейко и др.).
  62. О монастырях (Псково-Печерский, Серафимо-Дивеевский, Зеленецкий, Рождество-Богородицкий Коневский). Их роль в современной духовной жизни и в избавлении от наркотиков.
  63. Понятия о гомеостазе, обмене веществ, мозговой и гормональной нейродинамике (основные представления). "Матрица" долговременной памяти.
  64. Понятие о саморегуляции с позиций православной психотерапии.
  65. Целебный зарок. Доктор Г.И. Григорьев.
  66. Реабилитация, роль врача, пациента, его окружения; роль духовного укрепления в освобождении от страсти к наркотикам.
  67. О правилах поведения в церкви; молитва внешняя и внутренняя (читательная, умно-сердечная).
  68. О постижении воли Божией.
  69. Милосердие (внешнее и сердечное).
  70. День христианина.
  71. O привычках. Избавление от вредных привычек; выработка благочестивых привычек.
  72. Внешние обстоятельства, способствующие наркотизации и как фактор самооправдания.
  73. Конфликтные ситуации и их предупреждение.
  74. Наследственность и воспитание, в том числе самовоспитание, как факторы, определяющие формирование личности. Божий Промысл и собственное волеизъявление.

1988-2017 © ОУ «Международный институт резервных возможностей человека»
2013 © EasyDraw. Создание сайтов. Сайт оптимизирован под Internet Explorer 8+
Вход На главную  Написать администратору  Карта сайта