Е. П.. Поучение о вредных следствиях пьянства

Печ. по: Е. П. Поучения о вредных следствиях пьянства и распутства.<br>Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905.


Бог древле пророку Иезекиилю говорил: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву, чтобы ты слышал из уст Моих слово и проповедовал им от Меня. Когда я скажу грешнику: грешник! смертию умрешь за свои грехи; а ты не будешь говорить (грешнику), чтобы нечестивый остерегся (обратился) от пути своего нечестия (и был жив), то беззаконник тот в беззаконии своем умрет, а кровь его от руки твоей взыщу. Если же ты станешь проповедовать нечестивому о пути его нечестия, чтобы обратился от него, а он не обратится от пути своего, то он в нечестии своем умрет, а ты избавишь душу свою от ответственности за него» (Иез. 33. 7-9). Это повеление Божие относится и ко мне, и ко всякому пастырю церковному. Потому, видя пороки, прогневляющие Бога, особенно пьянство и распутство, которым безбоязненно отдаются особенно простолюдины, я должен сказать, что им угрожает наказание от Бога. Хотя многим, может быть, и не понравится мое слово, но лучше прогневать людей, нежели чрез потворство людям навлечь на себя гнев Божий. – Теперь скажу о гибельных следствиях пьянства.

Премудрый говорит: «вино само по себе невинно, а укоризненно пьянство, и всяк, пребываяй в нем, не будет премудр» (Притч. 20. 1). Вино, равно как и другие виды пищи и пития, даровано Богом для умеренного употребления с благодарением к Подателю их, дано не только для укрепления здоровья (1 Тим. 5. 23), но и для доставления бодрости духу, веселия сердцу (Пс. 103. 15; Притч. 31. 6,7). Но для молодых людей и умеренное употребление вина бесполезно и опасно. Оно бывает бесполезно, когда телесные силы находятся еще в цветущем состоянии и люди без вина имеют довольно бодрости и веселия. При их неопытности, нетвердости и позволительное легко выходит из пределов умеренности. А неумеренное и частое употребление опьяняющих напитков, по пристрастию к ним, крайне вредно и предосудительно для всех, особенно для молодых людей. И чем больше и чаще кто упивается, тем больше вреда бывает, особенно от запоя. Пьянство причиняет большой вред и самому пьянице и другим.

Пьяница расстраивает свое внешнее состояние. Растратив деньги на вино, он доходит до бедности, терпит разные нужды.

А сколько бывает вреда для души и тела! Один знаменитый медик (Гуфеланд) говорит: «Спиртные напитки суть как бы текучее пламя, которое человек поглощает в себя. Спиртные вещества расслабляют силы телесные, сильно увеличивают истощение тела и уничтожают жизнь, можно сказать, медленным огнем. Они производят разные болезни кожи, иссушают мышцы нашего тела, причиняют преждевременную старость, кашель, одышку, различные страдания легких и сердца и образуют водянку. Но всего ужаснее то, что у людей, упо-требляющих много спиртных напитков, притупляются все внешние чувства и душевные способности: воображение портится, память и рассудок слабеют, так что и умные, даровитые люди становятся самыми посредственными или даже тупоумными, сердце грубеет, и такие люди становятся мало чувствительны ко всем физическим и духовным впечатлениям. От этого происходит то, что если такие несчастные заболевают, то трудно бывает вылечить их, ибо организм их, привыкший к сильному возбуждающему средству, становится уже мало чувствительным ко всякому другому, умеренному. То же замечается у них и в душевном отношении: ничто прекрасное, великое, благородное, доброе не действует на душу пьяницы, которая остается чувствительною только к вину».

Ничто столько не унижает человека и не низводит его до степени животного, как пьянство (и соединенное с ним распутство). От всякого другого порока человек нередко еще может исправиться, а от пьянства, уничтожающего в нем чувствительность и все доброе, почти никогда. Люди гибнут, когда пьянство между ними сильно распространяется, ибо оно уничтожает любовь к труду, добродетель, человеколюбие, умеренность и нравственное чувство. При всей бесчувственности ко всему доброму как жестоко страдает и душою и телом особенно запойный пьяница на похмелье, когда возбудится сильная жажда к водке и нет средств удовлетворить этой жажде! Тогда настоящий ад кипит в душе его. Он бывает мрачен, угрюм, раздражителен, все ему не мило, ни на что бы не смотрел; тогда только и повеселеет, когда хоть сколько-нибудь выпьет водки. Но желудок, привыкши к сильным раздражениям, не удовлетворяется малым количеством, требует постоянного увеличения приемов водки, и чем больше пьет, тем более усиливается жажда к водке, наконец становится неутолимою и жестоко мучит пьяницу, пока он совсем не затопит душу водкою с подавлением всякого чувства и самосознания. Затем – опять похмелье и опять страдание.

Пьянство разрушает и семейное благосостояние. Семейство, если у кого есть, терпит разные нужды и горести, взаимные неудовольствия, ссоры; нередко происходят даже жестокие побои жены и детей – по одному дикому зверству пьяницы. Да и на других пьяница бросается с яростью бешеного животного.

У пьяницы и разговоры бывают глупые, срамные, такие же песни, сквернословие, ругательства, часто драки с другими подобными; самый безобразный вид и разные беспутства пьяницы во всех возбуждают отвращение от него. Промотав свое имущество и не имея средств удовлетворить своей страсти, пьяница пускается в нищенское попрошайство, часто обманывает своих заимодавцев или покушается на воровство, чрез что лишается доверия других, доброго имени и чести.

Кроме того, сколько вреда пьяницы делают и обществу, особенно если где много их заведется! Обязанные трудиться в пользу общества по найму или по возложенной начальством должности, они совершенно нерадят о своих обязанностях; таким образом причиняют двойной вред обществу: и тем, что необходимого дела не делают, опущением производят остановку, беспорядок в ходе дел и убыток; вредят и тем, что жалованье напрасно получают, бесполезно истощают казну. Пока пьянствуют, они не способны бывают ни к чему, а на похмелье у них вовсе нет охоты к трудам; одна только остается у них охота и влечение – к водке. Водка, как огнем разжигая страсти, увлекает к распутству, особенно в безбрачном состоянии (Ефес. 5. 18). А эти два порока убивают в душе всякое расположение к добродетелям, если какие и были у кого прежде, производят холодность к Богу и религии, даже отвращение к благочестию, иногда доводят и до совершенного нечестия (Ис. 28. 7).

При таком безобразном поведении пьяницы подают соблазнительный пример другим; из-за них имя Божие хулится между язычниками. От дикарей не раз приходилось слышать ответ на предложение креститься: «Зачем нам креститься, когда русские рабочие хуже нас живут?» Они думают, что христиан-ская вера допускает такие пороки. Таким образом хула падает на христианскую веру и Бога – Учредителя веры. Но Бог не допустит такой хулы на Себя; Он угрожает строгим наказанием им в этой жизни и лишением Царства Небесного, как говорит апостол: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни сквернители, ни воры, ни злоречивые, ни пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6. 9,10; Ефес. 5. 5,6). И Спаситель предостерегает: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, чтобы страшный день смерти и суда Божия не постиг вас внезапно» (Лк. 21. 34). А запойных пьяниц почти всегда постигает внезапная смерть. Иногда бывали случаи даже самовозгорания: в теле, пропитанном горючими спиртными веществами, вдруг загорался огонь и в несколько минут превращал тело в пепел. Хотя такие случаи и редки, но кто из пьяниц поручится, что с ним не случится этого? Но скоропостижная смерть в другом виде все-таки неизбежна для них. Пьяница, продолжительным пьянством расстроив душу и тело, впадает в белую горячку и умопомешательство, страдает бессонницею, от которой окончательно разрушается тело и скоро гаснет жизнь. В таком состоянии страдалец-полумерт-вец не способен принести и покаяние. Хотя священник при последнем его издыхании и совершит над ним обряд исповеди, но несчастный не получит и не способен получить от этого никакой пользы. А чаще всего у таких людей вдруг происходит смертельное воспаление – антонов огонь в желудке или апоплексический удар мгновенно поражает голову, и жалкий самопроизвольный мученик, без покаяния и напутствия св. причащением, предает свою окаянную душу – только не Богу, а прямо диаволу на вечное мучение в ад. Хотя иных грешников по воле Божией и постигает внезапная смерть, но если они не были отчаянными врагами святой веры, презрителями добродетели и противниками Богу, то не лишаются христианского погребения, и за молитвы родственников и особенно святой Церкви все-таки Бог прощает им много грехов, облегчает их участь в вечности. А подвергшиеся скоропостижной смерти от пьянства лишаются и погребения по христианскому обряду: Церковь запрещает даже и молиться за них, как за произвольных самоубийц, и им, как отверженным небом и землею, никогда никакой не будет отрады в адских муках во всю вечность. Потому стоит подумать о такой ужасной участи, до которой доводит пьянство.

Кто подвержен запою, тому непременно нужно воспользоваться даже медицинским пособием, особенно надобно молить Бога, чтобы помог избавиться от этого зла, да и самому должно употребить все усилия постепенно ослаблять в себе эту губительную наклонность, избегать всех случаев и поводов к винопитию, – помнить, что, поглощая водку, он пьет медленный яд, который рано ли, поздно ли, а непременно отравит и душу и тело и преждевременно сведет в могилу. Хотя вдруг и трудно уничтожить в себе страсть к пьянству, но мало-помалу, при помощи Божией, все же можно отстать от этого зла. А кто еще не приобрел этой наклонности, тому лучше было бы вовсе оставить употребление спиртных напитков или, по крайней мере, употреблять очень мало и редко, чтобы не приобресть привычки, которая скоро обращается в настоящую запойную болезнь, а между тем силы постепенно более и более слабеют в борьбе с искушением.

Так как до пьянства доводят чаще всего праздная и рассеянная жизнь, общение с пьяницами, частое посещение питейных домов и пиршеств, домашние несогласия и раздоры, беспокойство совести, которую нередко стараются заглушить пьянством, иногда внутренняя пустота и скука или скорбь располагают искать успокоения и утешения в опьянении, а иногда для слабых людей причиною привычки к пьянству бывает излишний в доме запас опьяняющих напитков, то со всею заботливостью надобно устранять означенные причины, подвергающие опасному искушению; нужно постоянно заниматься каким-нибудь полезным делом, а горе и беспокойную совесть не водкою заливать, а обратиться к Богу с молитвою; можно искать утешения и у добрых людей, и это будет вернее и полезнее.

Итак, с апостолом Петром убеждаю подверженных искушению от водки: «Будьте осторожны, внимательны к себе. Трезвитесь, бодрствуйте; ибо враг ваш диавол, как лев рыкающий, ходит, ища, кого бы поглотить. Противьтесь ему молитвою, твердою решимостью, с верою и надеждою на Бога» (1 Петр. 5. 8,9; Иак. 4. 7). Аминь.

1988-2017 © ОУ «Международный институт резервных возможностей человека»
2013 © EasyDraw. Создание сайтов. Сайт оптимизирован под Internet Explorer 8+
Вход На главную  Написать администратору  Карта сайта