Лев Тимофеев. Героиновая оккупация

ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ. КАК ЕГО СПАСАТЬ?


Печ. по: Московские новости, № 11 (1079), 13-19 марта 2001

 

Наркомания распространяется по России со скоростью лесного пожара в сильный ветер. Три года назад число наркоманов в стране подбиралось к миллиону, а сегодня уже три миллиона человек – в основном, люди совсем еще юные – «сидят на игле». Медицинские последствия этой эпидемии хорошо всем известны, однако экономические и политические – вне общественного внимания. Между тем, уплачивая невеликие деньги за «чек» героина или, скажем, за дозу амфитамина или эфедрона, потребители наркотиков по всей стране ежегодно дают возможность наркомафии получать (по самым скромным подсчетам) по пять-шесть миллиардов долларов прибыли.


Прогноз: наркодиктатура

 

Наркотики распространяются в открытую. Безнаказанность наркобизнеса покупается все теми же миллиардами. Специалисты, изучающие проблему, утверждают: значительное количество милицейских чинов и других должностных лиц постоянно работают «в доле» с наркомафией, находятся у нее на содержании. Репрессивные усилия имеют скорее формально-демонстративный характер и направляются, в основном, против тех, кто приобретает и хранит наркотики «без цели сбыта», то есть против потребителей. Даже мелкие розничные торговцы садятся на скамью подсудимых куда реже, дельцы же оптового рынка практически никогда не привлекаются к ответственности. О крупных менеджерах нелегального рынка вообще ничего не известно общественности, и мы не знаем, известно ли о них что-либо правоохранительным органам.

Представляя себе масштабы наркорынка в стране, можно с большим основанием предполагать, что люди, его контролирующие, значительно более могущественны, чем те, кто контролирует легальные рынки – нефти, газа или алюминия (если это уже не одни и те же люди). При российском размахе коррупции и теневых экономических отношений даже нет необходимости «отмывать» грязные деньги. Не выводя капиталы в легальный оборот, на них можно купить и заводы, и нефтяные компании, и рудные месторождения, и, что самое важное, участие в законодательных и исполнительных органах, в управлении регионами, экономическими отраслями, армией и т. д. То есть в конечном счете купить участие в решении судеб страны.

России угрожает оккупация наркомафией. Представление о единой криминальной организации, контролирующей весь наркорынок, весьма условно и вряд ли соответствует действительности. Но от того, что мафия не одна, а их пять-шесть, и контролируют они не только рынок наркотиков, но и другие нелегальные и легальные рынки, нам не легче. Более существенно другое: если темпы развития наркобизнеса в ближайшие пять-семь лет сохранятся, количество тяжелых наркоманов в стране достигнет десяти миллионов, а прибыли наркобизнеса превысят уровень госбюджета. При таком развитии событий не следует относить к разряду фантастических антиутопий вероятность, что государственная власть окажется под контролем сил, которые сейчас распоряжаются рынком наркотиков.

О политическом облике тех, кто воспользуется результатами наркотизации страны (или кто ее спровоцирует), оставим размышлять политологам или специалистам по геополитике. Но очевидно: в политике восторжествуют уголовные порядки, которые, впрочем, могут (и обязательно будут!) прикрываться какими-нибудь популярными лозунгами (может быть, даже с решительной антинаркотической фразеологией). Нет сомнения, что в стране с десятью миллионами наркоманов любому безумному диктатору, поддержанному наркомафией, гарантирован политический успех.


Россия не Америка

 

Все, о чем сказано выше, известно и ученым, и политикам, и работникам правоохранительных органов. Неизвестно только, как спасти страну. Все сколько-нибудь конструктивные идеи, которые высказываются на различных совещаниях и конференциях, сведены к трем основным: ужесточить наказание (вплоть до смертной казни); увеличить штаты правоохранительных органов и создать специальные подразделения по борьбе с коррупцией вообще и наркокоррупцией в частности; направить больше бюджетных денег на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и на антинаркотическую пропаганду. Меры, казалось бы, полезные. Однако на тех же совещаниях выясняется, что ни одна из них или не даст результата, или в принципе не может быть реализована.

Ужесточение наказания может быть эффективно, только если оно будет неотвратимо и направлено против тех, кто играет ключевые роли в общей системе наркобизнеса. Если же сейчас наркоделец даже среднего уровня может откупиться от тюремного заключения, то, затратив чуть больше денег (а их у него немерено), он и от смертной казни откупится. Ну разве что милиция и судьи «заработают» несколько больше, чем сегодня. Впрочем, этого дельца еще и не поймают никогда, да и ловить не будут. Законы можно изменить, но милиция-то еще годы и десятилетия останется та же. Чтобы увеличивать штаты и создавать специальные подразделения, во-первых, в бюджете нет денег, а во-вторых, нет никаких гарантий, что и эти спецподразделения не будут куплены наркомафией, которая уже сегодня способна тратить на подкуп должностных лиц по всей стране два-три миллиарда долларов в год (значительно больше, чем из бюджета тратится на зарплату работникам правоохранительных органов).

Людей, предлагающих крутые меры, нельзя обвинить в незнании дела. Все их предложения вполне соотносятся с мировым опытом. Например, близкая по сути политика реализовывалась в последние годы в США, и вроде бы рост числа наркоманов там приостановился и спрос на наркотики несколько снизился. Даже смертной казни вводить не потребовалось. Но то, что хорошо в Америке, невозможно повторить в России: у нас нет тех 15-17 миллиардов долларов, которые тратятся там ежегодно на антинаркотические программы. Нет и таких правоохранительных и судебных органов с их высоким общественным престижем. А значит, чтобы страна не погибла, мы обязаны искать иные подходы к решению проблемы.


Подавить или легализовать?

 

Экономическая наука знает: чем круче репрессии, тем выше норма прибыли в запрещенном бизнесе, тем больше денег могут подпольные миллиардеры вкладывать в инновации в своей отрасли, сводя эффективность запретительных мер к минимуму. (Знание этого закона позволяет некоторым специалистам скептически оценивать нынешние американские успехи, считая их временными, а потому неоправданно дорогими.)

С точки зрения экономической теории, наиболее простой способ покончить с наркобизнесом - снять запрет с рынка наркотиков. В этом случае наркотики низводятся до уровня, скажем, табачной продукции - соответственными будут и цены, и прибыли производителей. Считается, что хотя легализация, по крайней мере на первых порах, не снизит число наркоманов, но зато значительно сократит общественные потери и ударит по могуществу наркомафии. Дискуссия о возможности легализации продолжается на Западе не первое десятилетие. Однако нигде идеи эти пока не реализованы (если не считать робких, половинчатых и потому малоэффективных экспериментов в Голландии). Возможные последствия легализации все еще плохо просчитаны, и, пока у западных государств есть возможность противостоять наркобизнесу силовыми методами, они предпочитают не рисковать.

В России силовые методы не дают и, видимо, не дадут ощутимого результата, но об отмене запрета вообще не говорят. Надо полагать, что дело не только в характерной для большинства наших сограждан приверженности к морально-репрессивным методам решения общественных проблем. Политика легализации в том виде, как она предлагается на Западе, для нас заведомо неприемлема. Там она понимается как синоним либерализации, как разрешение свободного, конкурентного рынка. К чему может привести конкурентный рынок подобного товара в России, мы видим на примере рынка алкоголя с его миллионами декалитров нелегальной, «паленой», водки и миллиардами рублей черного нала.

Вместе с тем исторический опыт государственных манипуляций с рынком алкоголя, неэффективность ограничительных мер и «сухих законов» (включая и приснопамятную «антиалкогольную кампанию») как раз и не позволяют напрочь отвернуться от идеи легализации наркотиков. Если наиболее эффективной политикой в отношении рынка алкоголя считается не запрет, но строгий государственный контроль, то, может быть, в этом же направлении стоит искать и спасительную программу действий в отношении рынка наркотиков?


Спасительная монополия

 

Похоже, сегодня для государства Российского есть только одна возможность не подпасть под полное влияние хозяев наркобизнеса: снять запрет с рынка наркотиков и взять его под свой контроль, самому стать его полным хозяином. Политика подобного рода не означала бы легализации наркобизнеса, как она понимается западными либералами. Речь идет лишь о снятии запрета с права покупать и потреблять наркотики. Но монопольное право производить и продавать этот гибельный «товар» государство должно оставить за собой.

Нетрудно предвидеть, что уже с первых же слов это предложение вызовет бурю: как это государство будет само (и по ценам ниже нынешних) отдавать наркотики в руки гибнущих детей и подростков? Понимая всю трагедию тех, кого трясина засасывает у нас на виду, и прямо глядя в глаза их близким, мы все-таки должны иметь мужество признать, что легализация и государственный контроль – это как раз единственная сегодня возможность спасти детей и подростков.

Экономические интересы наркомафии являются весьма существенной, если не основной причиной нынешней наркотизации России. Дельцы от наркобизнеса заботливо выращивают наркоманов, снабжая их первыми бесплатными дозами, формируя определенный пропагандистский фон в молодежной среде. Одно только пресечение этого агрессивного маркетинга способно если и не остановить, то значительно замедлить рост числа наркоманов. А вытеснение нелегального бизнеса с рынка наркотиков может дать государству значительные ресурсы и для расширения сети лечебных и профилактических учреждений, и для организации широкой антинаркотической пропаганды, и для усиления ре-прессий против той же наркомафии, которая, понятное дело, будет до последнего драться за сохранение собственных прибылей. Заметим, что при коррумпированном государственном аппарате это, видимо, будет удаваться ей еще достаточно долго: от имени государства-монополиста на рынке будут действовать все те же коррумпированные чиновники.

Однако напомним: речь идет не о легализации наркотиков как таковой, а о комплексной программе мер. В нее должны войти: легализация прав на приобретение и потребление любых наркотиков (включая героин, кокаин и т.д.); введение государственной монополии на производство и продажу наркотических средств; всемерное ужесточение санкций против незаконного оборота наркотиков; расширение и укрепление подразделений правоохранительных органов, предназначенных для борьбы с незаконным оборотом наркотиков (и прежде всего значительное, в десятки, если не в сотни раз увеличение финансирования); решительная активизация антинаркотической пропаганды с широким привлечением общественности; создание и поддержка широкой сети лечебных и реабилитационных учреждений для наркоманов; активизация научных исследовании с целью поиска лекарственных и других медицинских средств для борьбы с наркоманией; организация исследований социальных причин и последствий наркомании. Деньги для выполнения этой программы как раз и должен дать госконтроль над рынком наркотиков, государственная монополия. И стоит еще раз подчеркнуть, что речь идет о комплексной программе, каждый пункт которой может быть эффективно реализован, только если будут выполняться и все остальные. Понятно, что перед нами лишь начальные подступы к выработке комплексных мер против наркомании и наркобизнеса в России, и уже сейчас очевидны значительные трудности в их реализации. Но как бы ни была сложна задача, такая программа в кратчайшие сроки должна быть выработана специалистами и подвергнута широкому общественному обсуждению.

1988-2024 © ОУ «Международный институт резервных возможностей человека»
2013 © EasyDraw. Создание сайтов. Сайт оптимизирован под Internet Explorer 8+
Вход На главную  Написать администратору  Карта сайта