Николай Лайша. Духовная помощь, оказываемая Православной Церковью недугующим пьянством

Церковь рассматривает пьянство и алкоголизм как порабощение воли, ума и чувств человека бесами. Если верующего, воцерковленного человека демоны искушают лишь на расстоянии или через окружающих его людей, то над неверующим, потакающим своим страстям человеком они обретают большую власть. В одних случаях они плотно прилепляются к человеку (одержимость), а в других – входят внутрь (беснование). Делают они это, несомненно, по Божьему попущению. Подобная беда случается с человеком не потому, однако, что есть бесы, а потому, что человек по своей воле отошел от Бога, потворствует своим страстям и, таким образом, сам отдается во власть бесов. Подтверждением этих библейских истин являются алкогольные психозы: белая горячка, алкогольный галлюциноз и алкогольный параноид. Больные в состоянии алкогольного психоза обретают болезненную способность видеть демонов и слышать их голоса. Врачи-психиатры говорят в таких случаях, что больной испытывает зрительные и слуховые галлюцинации. Кроме того, больные алкогольными психозами бездумно дублируют мысли, навеянные демонами. Такова природа бредовых идей преследования, ревности, величия и т. п. Алкогольные психозы почти всегда сопровождаются чувством страха и по своей сути являются добровольным сошествием души во ад. Алкогольные психозы – яркая иллюстрация взаимосвязи греха и безумия. К несчастью, «зеленый змий» – это не метафора, а мрачная реальность нашего грешного бытия. Атеистическая психиатрия, к большому сожалению, отрицает мир духов, однако сама объяснить источник происхождения галлюцинаций и бреда не может.

В процессе неотложной психиатрической помощи, оказываемой больному с алкогольным психозом, обычно удается купировать психомоторное возбуждение, снять чувство страха, восстановить деятельность расстроенной вконец нервной системы и тем самым лишить его болезненной способности контакта с миром падших духов. Однако этот мир продолжает существовать и после купирования психоза. Он продолжает свое разрушающее воздействие на человека, если человек не обратится, наконец, за помощью к Богу. Божия же помощь оказывается в Божией Церкви.

Какие же виды духовной помощи может найти в Православной Церкви больной алкоголизмом? Какую пользу может получить в Церкви страдающая душа? Что может и должен сделать больной для того, чтобы полностью и окончательно вырваться из сетей «зеленого змия»?

Прежде всего, искренне покаяться перед Богом на исповеди в грехе пьянства и прочих грехах с твердым намерением больше не грешить. Душевная польза: приступающий к Таинству исповеди уже осознает греховность своего злоупотребления алкоголем, подтверждает на деле свое добровольное намерение оставить грех, восстанавливает прерванную доселе связь с Богом. Благодать Духа Святого, подаваемая в Таинстве исповеди, освобождает душу от бремени грехов, ослабляет силу страстей, останавливает процесс саморазрушения организма, приводимый в действие чувством вины и угрызениями совести.

Причаститься Святых Христовых Таинств (после исповеди). Душевная польза: принятие внутрь Тела и Крови Христовых – сильнейшее, ничем не заменимое лекарство для души и необходимое условие для спасения души в вечности.

Носить постоянно, не снимая, нательный крест и осенять себя крестным знамением как можно чаще. Душевная польза: изображение креста во всех его видах отпугивает бесов, которые боятся его, как и ладана. Надпись «спаси и сохрани» на обратной стороне креста свидетельствует о том, что человек нуждается в защите Божией и желает спасения.

Читать молитву «Огради меня, Господи, силою Честного и Животворящего Твоего Креста и сохрани меня от всякого зла. Аминь». Душевная польза: защита от демонического воздействия.

Принимать участие в Божественной литургии (особенно в воскресные и праздничные дни). Душевная польза: Дух Святой, обильно изливающийся на молящихся в храме, очищает их души «от всякия скверны плоти и духа».

Подавать записки о здравии недугущего пьянством на литургию (проскомидию), заказывать сорокоусты (моления в течение сорока дней). Душевная польза: молитва Церкви тысячекратно действеннее молитвы домашней, а погружение частиц в Кровь Христову во время проскомидии очищает и исцеляет душу болящего и его тело.

Заказывать молебен с акафистом Пресвятой Богородице ради чудо-творной Ее иконы «Неупиваемая Чаша», читать этот же акафист дома (еженедельно или ежедневно). Душевная польза: икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – чудотворная, она находится в возрожденном Серпуховском монастыре в Подмосковье, где каждое воскресенье совершается молебен о страдающих пристрастием к алкоголю и наркотикам.

Заказывать молебен об исцелении от недуга пьянства святому мученику Вонифатию и читать ему акафист дома (еженедельно или ежедневно в течение сорока дней, в зависимости от духовных сил молящегося). Душевная польза: святой Вонифатий, проводивший жизнь в пьянстве и блуде, мужественно принял мученическую смерть за исповедание Христа и является небесным покровителем недугующих пьянством.

– Перед Святым Евангелием и Животворящим Крестом дать Богу обет трезвости (зарок) – не пить определенный срок или всю оставшуюся жизнь. Душевная польза: дача зарока трезвости свидетельствует о серьезности намерения болящего отречься от греховной жизни и многократно умножает помощь Божию давшему его, однако и налагает на него ответственность перед Богом за исполнение данного обещания.

Совершать ежедневно (утром и вечером) молитвенное правило, просить Бога, Божию Матерь и святых о спасении от недуга пьянства, чревоугодия и иных страстей. Душевная польза: прояснение ума, укрепление силы воли, ослабление страстей, стяжание благодати, замена греховного образа мыслей на праведный, защита от искушений и помощь в момент искушений.

Просить своих родных и духовных лиц молиться о себе, в том числе совершать «молитву по соглашению». Душевная польза: Господь верен Своему слову: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18. 19).

Соблюдать строго посты и постные дни (среду и пятницу). Душевная польза: добровольный отказ от удовлетворения любых страстных желаний, отказ от удовольствий укрепляет силу воли, а пост, кроме того, очищает организм, укрощает чрево, дает власть над плотью и в сочетании с молитвой изгоняет демонов – «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21).

Пить святую воду (утром, натощак, а также в течение дня, когда возникает желание принять спиртное). Душевная польза: очищает организм от ядов и «шлаков», ослабляет силу страстей, укрепляет душевные и физические силы, исцеляет от болезней.

Освятить свое жилище. Душевная польза: отгоняет нечистых духов.

Читать ежедневно по одной-две главы Евангелия (Нового Завета). Душевная польза: избавляет от невежества, просвещает ум, очищает душу, облегчает страдания, угашает желание употреблять алкоголь, попаляет страсти, указывает путь в Царство Небесное.

Когда сильное желание принять спиртное все же возникло, необходимо выпить святой воды и читать одну из следующих молитв:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)»;

«Пресвятая Богородица, спаси меня, грешного (грешную)»;

«Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о мне, грешном»;

«Святый угодник Божий (имя святого – небесного покровителя), моли Бога о мне, грешном».

По вере своей человек получает помощь свыше. Если нет веры – следует просить веру в молитве. Молитва помогает изменить потворствующий страстям греховный образ мышления на противостоящий страстям праведный образ мышления. По молитве, произносимой с верой и сокрушенным сердцем, человек получает благодать Святого Духа. Именно Дух Святой угашает страсти, ослабляет тягу к спиртному, духовно преображает человека и вселяет в его душу ту радость, которую он напрасно пытался найти в употреблении алкоголя.

Выше перечислены основные, но далеко не все виды духовной помощи, подаваемые Церковью страждущим недугом пьянства. В особо тяжелых, упорных случаях над одержимым пьянством и алкоголизмом совершается специальный молебен (отчитка). Этот молебен совершают обычно иеромонахи или священники, ведущие подвижнический образ жизни, соблюдающие строгий пост. Отчитке должна предшествовать личная исповедь недугующего пьянством и чин соборования, в котором болящий получает отпущение забытых грехов.

Чтобы исцелить человека от недуга пьянства (алкоголизма) должно произойти чудо, а творить чудеса человеку невозможно, «Богу же все возможно» (Мф. 19. 26). Чудо возрождения, исцеления и спасения погибающей души произойдет обязательно. Это произойдет, скорее всего, постепенно и при желании и усилиях со стороны самого пьющего и близких ему людей, ибо и «доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11. 12).

1988-2017 © ОУ «Международный институт резервных возможностей человека»
2013 © EasyDraw. Создание сайтов. Сайт оптимизирован под Internet Explorer 8+
Вход На главную  Написать администратору  Карта сайта