Виталий Федоров. Чудо Благодатного Огня

Время от времени из Санкт-Петербурга мне звонит известный ученый и писатель Григорий Григорьев. Как-то в конце апреля этого года вновь раздался звонок из северной российской столицы. Григорий Игоревич сообщил, что недавно вернулся из Иерусалима, где встречал Пасху уже в восьмой раз - и в восьмой раз был очевидцем сошествия Благодатного Огня на Гроб Господень.

Мы договорились встретиться в Витебске. Выкроив в жестко расписанном рабочем графике время для беседы, доктор Григорьев поделился свежими впечатлениями от поездки в Святую Землю, на основе которых и составлен нижеследующий рассказ.


Земля святых чудес

Святая Земля - это имя не может оставить равнодушным никого из православных. Клочок суши, где родился, чтоб возвестить Истину миру, был распят, и воскрес, и вознесся Спаситель рода человеческого. И поныне эти места поражают являемыми здесь чудесами.

Рядом с Голгофой есть знаменитый «столб бичевания», подле которого палачи истязали Христа. Когда, к нему прикладываешь ухо, то и сегодня явственно слышатся удары бичей по человеческому телу. И не только самые впечатлительные слышат их, но каждый может убедиться в реальности этих звуков. Доктор Григорьев был свидетелем, как одна атеистически настроенная женщина, которая все на свете опровергала, как только приложила ухо к «столбу бичевания», вдруг стала истово креститься.

Известны и более «прагматичные» чудотворения. Один наркоман приехал в Иерусалим, ко Гробу Господню, будучи больным СПИДом. А после возвращения провели ему анализы и обнаружили полное исцеление. Вот что такое Огонь Благодатный!</p>

Огонь, который не обжигает

Он-то и есть главное чудо, ради которого тысячи паломников ежегодно добираются в Иерусалим, - Благодатный Огонь, сходящий в канун Пасхи на Гроб Господень. Событие это настолько уникальное и не объяснимое никакой наукой, что враги Христовы не смеют его опровергать, а почитают за лучшее замалчивать.

Благодатный Огонь сходит днем в Великую, или Красную, Субботу по православному календарю. Накануне двери Кувуклии (место, где стоит Гроб Господень) закрывают и опечатывают. Войти туда разрешено только Патриарху святого града Иерусалима и всея Палестины, а также армянскому епископу (которому, впрочем, не полагается идти дальше придела Ангела в этом храме). Причем перед этим Патриарх принародно разоблачается, снимает верхние одежды и остается в одном подризнике, чтобы не было подозрения, что он пронесет в Кувуклию что-либо, способное вызвать огонь. Затем Блаженнейший Владыка входит в Гроб Господень и там усердно молится в одиночестве особой, тайной, молитвой, которая хранится в святая святых храма. Говорят, что слова ее светятся сами собой в полном мраке пещеры трехдневного ложа Спасителя.

Предвестием Благодатного Огня появляется огненная роса в виде капелек святого мира и голубых разрядов. Постепенно она претворяется в поток голубоватого цвета, исходящий из-под купола храма Воскресения Христова. Вся Кувуклия окутывается этим сказочным сиянием. У тысяч паломников в руках одна от другой, а иногда и сами по себе, загораются свечи. Каждый держит тридцать три свечи - по числу земных лет Спасителя. А над куполом Кувуклии подобно северному сиянию играет божественная радуга.

Удивительно, но, несмотря на море огня (иногда в храме и рядом с ним собирается до пятидесяти тысяч паломников), здесь никогда не бывает пожаров. Благодатный Огонь в течение двух-трех минут не обжигает, даже если держать в нем обнаженную руку. Затем свечи обычно тушат, дабы привезти эти святыни в родные места - по всей планете.</p>

Торжество Православия

Весьма знаменательно, что происходит это сверхъестественное событие только под православную Пасху и лишь по молитвам православного Патриарха.

История зафиксировала факт, когда право получения Благодатного Огня неправым путем перехватили служители армянской церкви. Подкупив турецких чиновников, они пришли в Кувуклию раньше православных и закрылись в ней. Со скорбной молитвой православные во главе с Предстоятелем вынуждены были дожидаться на площади перед храмом. Армяне внутри молились по-своему и упорно добивались схождения Благодатного Огня. Однако на их призывания он так и не явился. Тем не менее чудо совершилось - но не в самой Кувуклии, а снаружи храма, где молился православный Патриарх. Сверкнув среди ясного неба, молния ударила в одну из внешних колонн, рассекла ее - и мгновенно в руках у всех православных зажглись пучки свечей от огня, который вышел из трещины в каменной колонне.

С тех пор ни армяне, ни католики, ни представители иных конфессий не рискуют посягать на получение Благодатного Огня. Сам Господь указал, кто достоин ежегодно принимать чудесный дар для вразумления обезбожившего человечества.</p>

Конца света не произошло

В чем-то нынешняя поездка в Иерусалим представлялась опасной. Не каждый в эту первую весну нового тысячелетия имел смелость отправиться на Ближний Восток. Как-никак боевые действия здесь не затихают, Святую Землю утюжат танки, сотрясают взрывы. Но и размышления о смысле жизни оказываются в таких условиях острее, напитывая истинным чувством. Проникновеннее звучат молитвы, понуждая многое переосмыслить.

Нечто зловещее многие увидели в том, что 19 декабря 2000 года на 76-м году жизни преставился Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины Диодор I. Именно он на протяжении девятнадцати лет своего патриаршего служения на исходе страшного XX века вымаливал в Великую Субботу Благодатный Огонь на Гробе Господнем.

Вместо почившего его обязанности исполнял местоблюститель патриаршего престола архиепископ Корнилий. Естественно, все очень волновались: свершится ли преемственность обретения чуда?

И все же, оправдывая чаяния, Благодатный Огонь сошел на Гроб Господень и в первый год нового тысячелетия. Сначала в храм влетели голубые молнии и трепетно заполыхали в воздухе. Затем тысячами ярких огоньков засветились пучки свечей в руках ликующих паломников. Трудно в это поверить - но люди умывались Благодатным Огнем. Он не жег, не опалял, но таинственно являл великий залог духовного очищения, попутно подтверждая обетование древних пророчеств: пока нисходит с небес Благодатный Огонь, жизнь продолжается. А вот когда в Великую Субботу он не откликнется молитвам, эта немилость, возможно, станет одним из предвестников наступления конца света.</p>

Еще одно знамение

Есть в святом граде Иерусалиме, в приделе Бичевания храма Воскресения Христова, икона, изображающая страдания Спасителя. В этом году она явила чудо. Причем такое, в которое трудно поверить, не будучи его свидетелем.

В Страстную Пятницу после выноса Плащаницы икона Спасителя не то что замироточила, что наблюдается довольно часто и не только в Святой Земле, но - закровоточила. Кровь лилась двумя обильными струями с голеней Христа. Струи были толщиной в кулак, а кровь по густоте напоминала воск. Она изливалась и тут же застывала, подобно лаве. При этом окрест разливалось чудное и неземное благоухание.

Что тут случилось! Человеческие чувства невозможно передать. Народу вокруг была тьма тьмущая, и когда поднялся невероятный шум, охрана из полицейских бросилась в центр события, полагая, что требуется ее вмешательство. Когда же стражи порядка увидели кровоточение иконы Спасителя, то поначалу пытались стереть кровь. Однако она не стиралась, и они принялись осенять себя крестным знамением. А ведь это были преимущественно мусульмане.

И вообще на Святой Земле обычные законы природы нередко видоизменяются. Благодатный Огонь не обжигает. Обыкновенная вода горит в лампадках, точно масло. То есть у Бога и огонь не жжет, и вода горит. И камни становятся мягкими, как воск, - на многих из них остались отпечатки рук и ног. И место в Галилейском море, где шел по водам Спаситель, сохраняется спокойным при частых там штормах, словно ровная дорога среди бушующих волн. Будто в ином измерении, где исчезают земные качества пространства и времени и где побежден «естества чин».</p>

Проклятие Иуды

Всех чудес в Святой Земле не перечесть. Может, и не все знают, что Иерусалим за две тысячи лет семь раз был разрушен. Причем дважды от него камня на камне не оставалось. Его землю даже перепахивали плугом и посыпали солью, чтобы ничто не произрастало. Тем не менее по недоступному для нас Промыслу Божию город всякий раз восставал из пепла.

И вот какой казус: всегда в одном и том же месте, на прежнем фундаменте отстраивался общественный туалет. И место это - то, которое прежде занимал дворец апостола Иуды. Того самого Иуды Искариота, который предал Христа.

Что поразительно: Иуда ведь, оказывается, происходил из царского рода, был богат, а богатство прахом пошло, жадность погубила. На тридцать сребреников польстился - и обрел проклятие. Вместо богатого дворца - общественный туалет до конца времен. Это и поразительно, и жутко. Есть над чем поразмыслить в наши дни каждому, кто безрассудно поклоняется маммоне.</p>

Монархия - благодатный огонь для России

Не менее дивно, что первым в Царствие Небесное вошел разбойник - тот разбойник благоразумный, который умирал на кресте рядом со Христом. И был прощен, ибо уверовал со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

По сути, Господь всегда среди нас. И особенно отчетливо это ощущается подле Гроба Господня. Сорок часов рядом с ним пролетели как одно мгновение. А ведь именно сорок часов, без пищи и воды, провели в этот раз верующие в ожидании Благодатного Огня. И никто не роптал от голода или жажды, ибо не ощущал их.

О многом там думалось. За сорок часов вся жизнь прокрутилась. Пришло в голову и то, что вряд ли есть смысл загадывать о сроках конца света. Не нашего это ума дело, ибо сказано, что у Господа один день - как тысяча лет и тысяча лет - как один день. Что уж тут умствовать?

А вот о предсказаниях монаха Соловецкой обители Авеля, жившего в XVIII веке, есть смысл помнить. Ему даровано было знать события и финал трехсотлетнего правления династии Романовых, включая судьбу последнего - святого - царя. И открыто, что предстоит народу русскому претерпеть невиданные испытания, горести и почти падение в пропасть. Лишь восстановление монархии окажется спасением, когда, на краю пропасти, появится русский царь, помазанник Божий. По пророчеству монаха-прозорливца, человек пламенной веры, высокого ума и железной воли. Как своего рода благодатный огонь для спасения гибнущей России.</p>

Уроки Иерусалима

Но времени у нас немного. Мы немощны и слабы прежде всего тем, что отошли от Бога. Мы мним себя сильными умом, а на деле слабы духом. На фоне божественного всесилия все наши знания, достижения науки и техники - весьма жалкое и ничтожное зрелище. Только кажется, будто мы все знаем и умеем. Если что и есть в нас ценное, стоящее, так это исходит от Бога. А все прочее - шлаки, грязь и суета бесовская.

Эта гордая никчемность человеческого разума особенно ощущается в Святой Земле. Причем в резких и непредсказуемых проявлениях. Некоторые паломники приезжают сюда любопытствующими атеистами, а возвращаются глубоко верующими людьми. Однако, хотя благодать Огня Воскресения получают все, не всем удается ее сохранить. Кто-то исцеляется, а кто-то по своему неверию принимает осуждение. Недаром сказано: по вере вашей да воздается вам. Дивны дела Твои, Господи!

1988-2017 © ОУ «Международный институт резервных возможностей человека»
2013 © EasyDraw. Создание сайтов. Сайт оптимизирован под Internet Explorer 8+
Вход На главную  Написать администратору  Карта сайта