Духовно ориентированная стрессовая психотерапия в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ)

В Институте под руководством доктора медицинских наук, профессора кафедры медицинской психологии МАПО Григорьева Григория Игоревича разработана концепция духовно ориентированной психотерапии и апробирован метод духовно ориентированной эмоционально-строессовой психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ). Метод сформировался в процессе развития массовой эмоционально-эстетической психотерапии алкоголизма и интеграции ее с православной психотерапией.

Концепция базируется на взаимодействии врачей и священников в деле лечения и душепопечения больных людей с использованием достижений современной научной медицины и традиций дореволюционного Общества трезвости.

Методология ДОП ЦЗ, получила письменное благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна 16 ноября 1994 года, и полностью соответствует «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. В 1996 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр здравоохранения А.Д. Царегородцев подписали «Соглашение о сотрудничестве», в том числе по организации и обеспечению деятельности церковных обществ и братств трезвости, что явилось юридической и законодательной базой взаимодействия врачей и священников.

Концептуальные положения, лежащие в основе теории и практики метода духовно ориентированной эмоционально-стрессовой психотерапии, состоят в следующем:

1.Природа и состав человека соотносятся как с медицинскими представлениями, так и с эмпирическими данными христианской антропологии.

2.Этиология болезненных влечений рассматривается не только с позиций научно-медицинских знаний, но и с учетом аскетического опыта борьбы со страстями.

3.Межличностная коммуникация в процессе оказания помощи больным строится не только по медицинским правилам, но и в соответствии с правилами духовно полезной беседы.

4.Между естественнонаучными и церковно-антропологическими категориями и понятиями устанавливаются прямые и косвенные аналогии.

5.Интерпретация психотерапевтического процесса, его стратегий и анализ результатов проводится как на современной научно-методологической платформе, так и на основе древнейшего аскетического и патристического опытного знания.

Метод является духовно ориентированной эмоционально-стрессовой психотерапией не потому, что имеет прочный фундамент в религиозно-культурной традиции, а потому, что обращен к духовному началу в человеке, т.е. к тому, что выше психики, изучаемой и врачуемой естественнонаучной медициной. Подобная психотерапия является не просто безмедикаментозным вербальным лечением, ориентированным только на психофизического человека, его ум, волю и совесть, но, прежде всего, она направлена на невидимые и анатомически не локализованные в человеке душу и дух. В данной концепции, все болезненные влечения имеют, в первую очередь, духовную обусловленность, а органические поражения и функциональные расстройства являются вторичными следствиями первичного духовного поражения. Этиология и патогенез зависимостей, рассматриваемых как страсти, гораздо проникновеннее и ближе к их первопричине, чем в медицинской модели. Коренная причина неизлечимости зависимостей медицинскими методами (достижение временной ремиссии) заключается в том, что духовная зависимость остается не исцеленной. Обращение к внутреннему человеку в психотерапевтическом попечении метода духовно ориентированной эмоционально-стрессовой психотерапии - попытка осознания, покаяния и исцеления скрытых от современной медицины коренных причин грехопадения в болезнь, а не видимых врачу отдельных симптомов болезни.

Метод ДОП ЦЗ имеет четко сформировавшуюся и строго последовательную структуру: он сочетает этапы как групповой, так и индивидуальной психотерапии. В рамках этих организационных форм выделяются этапы доврачебной (непосредственно при обращении) врачебной и церковной помощи.

Основные отличия духовно ориентированной эмоционально-стрессовой психотерапии от эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии – разделение медицинской и церковной частей лечения. Если при проведении эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии священник принимал непосредственное участие в структуре психотерапевтического сеанса с проповедью и молебном в период с 1991 по 1994 годы, то после введения в 1994 году метода духовно ориентированной эмоционально-стрессовой психотерапии по благословению владыки Иоанна медицинское лечение стало проводиться отдельно от церковного. После психотерапевтического лечения в институте и принесения перед врачами медицинского (лечебного) зарока, желающие посещали Спасо-Парголовский храм. Во время индивидуальной исповеди они давали на Кресте и Евангелии зарок, который мы определили как целебный (церковный). За пациентом и после принятия зарока остается свобода выбора по добровольному освобождению от зарока или снятию его при нарушении. Если зарок засвидетельствован лишь врачом (медицинский или лечебный зарок), то снимает его врач, в том же случае, когда зарок приносится на Кресте и Евангелии во время индивидуальной исповеди (церковный или целебный зарок), то принимал покаяние в его нарушении или даже освобождал человека от зарока сам Господь на таинстве исповеди через священника. Если больной нарушает как медицинский так церковный зароки, то обращается как к врачу, так и к священнику.

Кроме того, хочется подчеркнуть в новом названии метода его духовную ориентацию. К сожалению, сегодня разрушены многие социальные и общественные ценности, нет общей понятной всем идеи развития, поэтому возникают гедонистские настроения, стремление получить все сразу и сейчас без труда. Душа человека опустошена и, по нашему мнению, именно вера в высшее духовное начало – Бога – призвана спасти душу, оказать ей поддержку, придать жизни новый смысл и заполнить образовавшийся духовный вакуум.

Несомненно, метод духовно ориентированной эмоционально-стрессовой психотерапии в своем развитии из эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии сохраняет важнейшие тенденции краткосрочности и экономичности. При этом эффективность лечения не только не снижается, но по данным центра информации МИРВЧ, наоборот, повышается приблизительно на 10-15%.

Корректировка отдельных элементов лечебного сеанса постоянно проводилась под непосредственным духовным руководством протоиерея Василия Лесняка, при архипастырском окормлением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). После кончины протоиерея Василия Лесняка 6 мая 1995 года – протоиерея Михаила Уляхина в Белоруссии, протоиереев Михаила Сечейко, Александра Сорокина и Владимира Сорокина в Санкт-Петербурге.

Лечебный комплекс по преодолению зависимостей врачами совместно со священниками к настоящему времени (мы не исключаем его дальнейшее развитие) – выглядит следующим образом:

1.Предварительный индивидуальный врачебный прием и медицинская подготовка больных к лечению, в том числе и в наркологической клинике.

2.Огласительная беседа врача-психотерапевта: как научно-медицински обоснованная, так и духовно полезная.

3.Эмоционально-стрессовая лечебная беседа с предложением преодолеть болезненные влечения путем покаяния и обращения к Богу за помощью. Совместная молитва врачей и больных и добровольное принесение общего медицинского (лечебного) зарока.

4.Индивидуальный прием пациентов – прием врачами индивидуального медицинского (лечебного) зарока.

5.Участие в Божественной Литургии в Храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских всех пациентов, пожелавших принять целебный (церковный) зарок.

6.Общая исповедь во время Божественной Литургии.

7.Индивидуальная исповедь священнику и принятие индивидуального целебного (церковного) зарока перед Богом на Кресте и Евангелии.

8.Врачебная проповедь в Храме с общим произнесением текста общего целебного (церковного) зарока с амвона врачом совместно с больными.

9.Причащение пациентов, готовившихся к этому Таинству.

10.Молебен Александро-Невского братства трезвости.

11.Последующие врачебное психотерапевтическое реабилитационное сопровождение, в том числе направление в реабилитационные центры.

12.Последующее воцерковление и регулярные (не реже одного раза в месяц) посещения Храма и участие в Божественной Литургии.

Собственно к врачебному сеансу относятся первые четыре этапа, а также последующие врачебные приемы и реабилитация, которые являются психотерапевтически самодостаточными для первичной эффективной помощи. Кроме того, они подготавливают пациентов к получению целительной помощи Церкви. Противники метода могут полагать, что он эффективен лишь для верующих, а у неверующих может вызвать протестную реакцию. Но жизненная практика это опровергает.

Индивидуальный прием психотерапевтом проводится по мере необходимости: при первичном обращении, после беседы-сеанса и в дальнейшем при появлении любых жалоб пациента на здоровье. Начинается духовно ориентированная эмоционально-стрессовая психотерапия в форме целебного зарока с первичного приема. Первичный прием – не формальность, не статистическое анкетирование, он является важнейшим подготовительным этапом к лечению. Рассказ о внутренней картине болезни и переживаниях, связанных с его состоянием, становится для пациента специфической формой покаяния перед врачом в конкретном укоренившемся в душе и теле грехе.

Большинство пациентов не считают свою патологическую зависимость от плотоугодия болезнью, а те, кто так считает, как правило, не признают себя больными. То, что при такой самооценке они все-таки обратились за помощью к врачу, является знаменательным событием; это признак того, что по совести они чувствуют себя грешниками, настроенными на преодоление мучающего их недуга. От психотерапевта требуется поставить наряду с развернутым клиническим диагнозом общий духовный диагноз по святоотеческой шкале страстей, определить этиологию страсти чревоугодия, оценить мотивы формирования установки на лечение и исцеление, оценить реабилитационный потенциал и составить прогноз результатов лечения. Завершается эта стадия необходимыми духовно-врачебными советами и рекомендациями по прохождению психотерапевтического и церковного этапов лечения, с акцентом на том, что «лечит врач, а исцеляет Господь». При необходимости рекомендуется дополнительное стационарное лечение в условиях наркологической клиники.

Огласительная беседа врача-психотерапевта строится в традициях рациональной психотерапии и по правилам гомилетики: духовно полезной беседы. Опыт гомилетики предлагает правила бережного соблюдения свободы человеческой воли, гомилетическая логика и экзегетика учат, не только доказывать предметы беседы, но и изъяснять. Изъяснять - значит раскладывать предмет на те идеи и побуждения воли, которые созвучны душе слушателей. Беседа-проповедь как метод воздействия представляет собой убеждение, т.е. воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. В результате слушатель путем сравнения и логического упорядочения информации приходит к новым для себя выводам, путем свободного волеизъявления.

Беседа состоит из двух взаимопроникающих частей. В одной освещаются медицинские аспекты проблемы зависимостей, в другой – духовные.

Медицинская часть беседы содержит разъяснение механизмов лечебного действия метода ДОПЦЗ, т.е. понятие о резервных возможностях человека и включении их в момент психологического и нейрофизиологического стресса. В результате - происходит изменение обмена веществ, функций опиатной и других нейроэндокринных систем головного мозга, снижаются и иногда даже исчезает физическая и психическая зависимость от алкоголя или других наркотиков, азартных игр. При каждой конкретной нозологической форме заболевания даются ясные и четкие разъяснения о нейрофизиологических механизмах их развития.

Духовная часть беседы затрагивает вопросы, связанные с духовной зависимостью от наркотиков, приводящих к нарушению незримых связей между телом, душой и духом – рассматривая исцеление человека как восстановление нарушенного триединства. Также она разъясняет святоотеческое учение о борьбе со «злыми помыслами», о страстях, их болезнетворной и губительной активности; исцеляющем (преображающем) значении покаяния и исповеди, о молитвенной помощи в исцелении, о благодатных таинствах Православной Церкви.

Это этап является самым продолжительным в лечении. Пациенты должны прежде всего понять: почему им необходима именно духовно-ориентированная стрессовая психотерапия. Правда о болезни, воспринятая во время беседы врача и глубоко прочувствованная пациентом, приводит к потрясению личности, переосмыслению самого себя и покаянной перемене ума. В результате такого психоэмоционального стресса в организме человека активизируются эмоциогенные зоны, пробуждаются потенциальные, нереализованные, резервные возможности – скрытые до времени защитные силы. А согласие на молитвенную поддержку со стороны Церкви если и не приводит исцеляемого к Богу, то пробуждает в нем духовное начало. Такой способ ведения беседы был свойствен Спасителю и Апостолам, которые обращались к лучшим стремлениям своих слушателей и возводили их к евангельским откровениям и заповедям.

Вероисповедного ценза для больных не существует. Церковную же часть лечения проходят только считающие себя православными и лишь по собственному желанию. Верующие других конфессий, а также атеисты и агностики, благодаря обыденному языку беседы психотерапевта проявляют толерантность к церковно-религиозной интерпретации своего состояния и пути личного исцеления через обращение к Божией помощи. Они дают лишь медицинский (лечебный) зарок в первую очередь перед собственной совестью и, наконец, перед лечащим врачом. Определенную роль в этом играет житейская философия, как, например, у членов широко распространенных в Америке и Европе анонимных сообществ (алкоголиков, наркоманов, должников, покупателей). Каждый член сообщества, признающий себя зависимым, соотносит свою беспомощность с некоей высшей силой, смиряя своеволие и своеумие, а в ответ получает надежду на выздоровление, активизирующую резервные возможности духовного и физического исцеления.

Огласительная беседа психотерапевта расставляет все акценты на истории болезни, теперь каждый больной знает траекторию своего грехопадения, осознает свою ответственность в качестве человека – личности созданной по образу и подобию Божию. Содержательность, эмоциональность и сострадательность духовно полезной беседы, как показывает врачебный опыт, сравнима только с опытом проповедничества, преображает слушающих и услышавших. Можно сказать, что внутренняя картина зависимости у каждого больного приобретает новый личностный колорит, меняется не только эстетика внутреннего восприятия болезненной страсти, но и ее концептуальность.

После завершения огласительной беседы родственники и знакомые больных покидают помещение. В зале остаются только больные. Ведущий сеанс психотерапевт проводит особую эмоционально-стрессовую лечебную беседу, обращенную к пришедшим на лечение с предложением преодолеть болезненные влечения путем покаяния и обращения к Богу за помощью. Простые, проникновенные слова врача предназначены лично для каждого и для всех вместе. Сами же пациенты, во время лечебной беседы, стремясь помочь врачу в своем исцелении, эмоционально объединяются в едином порыве избавиться от зависимостей. Формирование доверия к врачу и вера в эффективность метода через объяснения и убеждения, часто трактуется как внушение, что в корне не верно, так как не подавляет волю пациента, а, напротив, пробуждает (активизирует) ее. Слушание слова врача – фаза активного состояния, внимательного и критического. При этом врач воспринимается не столько как целитель, сколько как опытный друг и помощник по выходу из зависимости. Заканчивается этот этап совместными молитвами (от темных сил) врачей и больных; а также покаянием, просьбой о помощи и совместном принесении медицинского (лечебного) зарока пред Богом на Кресте и Евангелии.

Если огласительная беседа врача формирует желание больного преодолеть болезнь, то лечебная беседа окончательно «материализует» это желание. На этом этапе сила желания лечиться и быть исцеленным способна возрасти многократно – до уровня духовно-нравственного потрясения личности, и, достигнув степени эмоционального порыва, путем физиологического стресса и покаянной перемене ума, включает резервы духовного и физического исцеления. Формируется доминанта освобождения от пагубной зависимости, условно определяемая как медицинская «материализация» зарока. Но с позиций православной психотерапии – это принятие благодатной Божией помощи вследствие покаянного осознания своей греховности. Покаяние мы рассматриваем как активную фазу подготовки к таинству исповеди.

По мнению Паисия Святогорца «…настоящее покаяние – осознать свои прегрешения, испытать за них боль, попросить у Бога прощения и после этого поисповедоваться. Таким образом, к человеку приходит божественное утешение. Поэтому я всегда рекомендую людям покаяние и исповедь. Одну только исповедь я не рекомендую никогда…».

Зарок как действо внутреннего человека дается на любой выбранный больным срок путем свободного волеизъявления на добровольный отказ от конкретных болезненных влечений. Добровольное желание пациента может свидетельствоваться как врачом, так и священником, а контролируется собственной совестью. Словосочетание: дать зарок точно отражает решимость, достигнутую страдающей совестью, сокрушением и покаянием, когда человек с Божией помощью осознает пагубность своего жизненного пути – чувствует волевое бессилие перед грядущим соблазном или укоренившейся греховной страстью и просит Бога и помощи. Зарок – акт не юридический и не купирующе-медицинский, а исключительно духовный с нравственным содержанием; он представляет собой свидетельство перед своей совестью о выборе, которое можно определить как выгодный для пациента договор с Богом или же со своей совестью, что вполне соответствует прагматике современной жизни. Но договор этот полностью согласуется с божественными заповедями и способствует процессу восстановления личности, по сути, являясь актом добровольного выбора между злом и добром – путем отречения от зла.

После общего сеанса пациент приходит на врачебный прием. Здесь он свидетельствует перед психотерапевтом о даче индивидуального медицинского (лечебного) зарока о полном воздержании (не принимать наркотиков, не употреблять алкогольсодержащих напитков, не курить, не играть в азартные игры – в зависимости от нозологии заболевания) и подтверждает выбранный им срок зарока (на год, два, три и большее количество лет вплоть до всей жизни).

Речевые и поведенческие знаковые признаки позволяют психотерапевту оценить степень осознания и аффективность пациента, уровень его покаянного сокрушения и изменений в установке на преодоление собственного недуга. На этом приеме, условно называемым индивидуальным «закреплением» медицинского (лечебного) зарока, врач крестообразно помазывает страждущего освященным в Церкви елеем (голову, глаза, уши, гортань, руки), читая молитвы: Царю Небесный…, 90 Псалом, Да воскреснет Бог…, Спасителю, Божией Матери, Ангелу-Хранителю и др. и окропляет его святой водой.

Пациент сам сообщает врачу о завершении психотерапии на данном этапе или о принятом им решении пойти вместе с членами Александро-Невского братства трезвости в Храм для принесения церковного (целебного) зарока.

Врач, при необходимости, назначает больному очередной индивидуальный или групповой прием для оказания ему дополнительной помощи – поддерживающей психотерапии и медицинской реабилитации.

Пациенты, которые проходят полный курс духовно ориентированной эмоционально-стрессовой психотерапии в форме целебного зарока, посещают Храм организованно, в специально назначенный священником день, для совместного участия в Божественной Литургии. Во время церковной службы проводится Таинство общей и индивидуальной исповеди, где на Кресте и Евангелии, в присутствии священника дается целебный (церковный) зарок; для тех, кто готовился, проводится Таинство Причастия, после которого служится специальный молебен Александро-Невского братства трезвости. Во время проповеди больным обязательно напоминается о необходимости постоянного «духовного бодрствования», регулярного посещения Божественной Литургии и Причастия не реже одного раза в месяц. В конце службы проходит крещение оглашенных больных. В этой части духовно ориентированная эмоционально-стрессовая психотерапия опирается на многовековой церковный опыт. Таким образом, через воцерковление людей лечение конкретных зависимостей естественно и органично переходит в христианскую жизнь.

Применение метода ДОП ЦЗ имеет свои особенности при лечении разных видов патологических зависимостей. Лечебные сеансы проводятся раздельно по нозологическим группам, что вызвано спецификой разъяснений, примеров и рекомендаций во время беседы.

1988-2017 © ОУ «Международный институт резервных возможностей человека»
2013 © EasyDraw. Создание сайтов. Сайт оптимизирован под Internet Explorer 8+
Вход На главную  Написать администратору  Карта сайта